суббота, 3 марта 2012 г.

Легко быть хорошим.

Хорошим человеком быть легко. Это проще просто - раз и готово, если ты среди добрых людей. Вот представьте на секундочку мир, где все улыбаются друг другу, помогают при малейшей возможности, не хамят и извиняются за каждую мелочь. Как себя среди таких людей будет чувствовать хам и грубиян? Он толкнет кого-нибудь, а это кто-то скажет ему: "Ой, я вам помешал? Извините!" Улыбнется и отойдет. И вот хамишь ты, хамишь, а тебе так тихо и доверительно: "У вас что-то случилось? Вам помочь?" Ну тут либо надо бежать от этих сумасшедших к себе подобным или смириться с их непрошибаемостью и стать, как они. На самом деле, можно еще оставаться таким же, но окружающие наверное примут тебя за душевнобольного и будут искренне сочувствовать.
А теперь мир наоборот. Все хамят, пинаются, пихаются и т.д. Людям нужен только повод для смачной перебранки. И вот ты среди них весь такой хороший и добрый. Раз тебя пнули, ты им: "Извините!" и улыбаешься. Дальше реакций может быть множество от растерянности, до: "Чё это ты, козел, извиняешься? Это ж я тебе пнул! Интеллигент драный!" И тут возникает вопрос: как долго можно быть хорошим в таком обществе? Если ты продолжаешь гнуть свою линию, то есть шанс сманить на свою сторону не сильно агрессивных и особо агрессивных оставить в меньшинстве. Там уже баланс хоть какой-то появится. Хотя у этой истории может быть и другое, печальное окончание... хамы могут задавить, и сделать либо тебя самого хамом, либо просто морально и физически уничтожить.
Когда люди уезжают из России и других стран бывшего СССР все как один говорят: мне надоело взяточничество, озлобленные хамоватые люди, грязь и убогость... В России модно рассуждать о любви к животным и называть животными людей (по самым разным причинам). Люди предпочитают заводить кошек и собак, нежели "плодить нищету". Многие любители животных выгуливая собак на детских площадках не забывают напомнить непутевым мамашам, что их собачка почище деток будет.

Знаете, но мне очень жаль этих возвышенных человеконенавистников. Вы, именно вы, в первую очередь составляете ту часть людей, которые являются теми самими хамами и грубиянами. Вы сами плодите то, что так ненавидите...
Один мой одноклассник сказал мне в шутку, когда я рассуждала о людях, такую фразу: "Да,да,да, Аня, все сволочи, одна ты хорошая!" Я помню это до сих пор. Мальчишки долго ещё надо мной так подтрунивали, но это имело свой результат. Я была такой же, как все те, о ком я рассуждала, а может и хуже. Во всяком случае, добротой там и не пахло.
Спустя несколько лет, я сильно изменила свою точку зрения относительно окружающих меня людей. И это произошло уже в Москве. Только тут я приняла факт, того что добрых открытых людей больше, чем злых. Только тут я стала добрее сама. Для кого-то это покажется совершенным бредом, но я никогда не слышала хамского ответа, когда обращалась за помощью к людям на улице. Часто меня провожали до нужного места. Нам с подругой давали пластырь, когда она натерла ногу, а рядом не было аптеки. Несколько раз меня подвозили на машине бесплатно и это при том, что я не голосовала, а одиноко стояла на остановке...
Когда я рисовала в метро людей, мне, почти всегда, улыбались. А однажды был случай, когда дедушка наблюдал за тем, как я рисую мужчину и на выходе словил его за рукав воскликнув: "Смотри, как тебя здорово нарисовали!" - и уже ко мне - "Подари ему!"
Как-то ехала в метро и ради эксперимента всем улыбалась сама - каждый первый отводил взгляд, каждый второй улыбался в ответ.
Я ни раз просила людей слушающих громко музыку в наушниках сделать звук тише. Только один раз мне сказали: "НЕТ!"
Когда я была беременна, если никто сам не уступал место, всегда находился кто-нибудь кто проявлял инициативу, чтобы меня посадить. С того момента, как я поверила в добрых людей, они стали меня окружать. Во время кризиса, когда я искала работу, одна женщина у которой я проходила интервью и в итоге не прошла, позвонила мне через несколько дней и сказала, что её знакомая ищет секретаря: она меня ей рекомендовала...
Люди хотят быть добрыми, позвольте им быть такими. Но ведь в России так не принято. Мы не можем позволить быть хорошим незнакомому человеку, только "своему". Мы закрыты и грубим прежде, чем успеют нагрубить нам. Только если вы случайно дадите возможность человеку быть добрым - он станет таким для вас с великой радостью.
У нас почему-то априори принято, что человек человеку волк. Здесь почему-то такого нет. Здесь все изначально хорошие, а там уж видно будет...
Легко быть хорошим, среди хороших...

P.S. Видимо, в наших людях есть какое-то неистребимое хамство (не во всех, нет-нет!). На днях в магазине была такая ситуация. Я стою в отделе детской еды, подходит бабулька и сходу что-то спрашивает на английским, но с жутким русским акцентом. На столько сильным, что создается впечатление, что она по-русски говорит какую-то абракадабру. Я её спрашиваю на нашем родном: "Я не поняла. Что Вы хотели?" Ответ не замедлил себя ждать: "Яйца где?" Я отвожу её в сторону и показываю где их можно найти. Старушка разворачивается и молча уходит... Собственно, она это же спрашивала на английском, без всякого вступления, просто: "Where the eggs?"... Вот почему русские тут друг друга избегают. Часть наших земляков отличается особой культурой к которой совершенно не хочется иметь никакого отношения. Вот так, кто-то убегает от хамства, оставаясь при этом сам хамом.

20 комментариев:

  1. Знаете, мой знакомый, когда бывает в командировках за границей, старается вести себя так, чтобы никто из посторонних не догадался откуда он. Разговаривает он почти без акцента и не хочет чтобы его причисляли к когорте хамоватых выходцев не только из России, но и из Украины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаете, Людмила, это очень грустно. Но я тут не скрываю, что я русская. Буду стараться разрывать не только свои шаблоны, но и окружающих, может быть... ;)

      Удалить
  2. Мне кажется, что дело больше в избирательности восприятия. У меня улыбающееся выражение лица почти постоянно, не специально, просто так само собой получается, и обычно это воспринимается вполне нормально, но изредка попадаются личности, которые считают, что это я над ними насмехаюсь или не принимаю их всерьез, и все эти личности из разряда тех, кто вечно всем и всеми недоволен. То есть, если человек настроен пессимистически, то и мир вокруг него становится черным, а мне по большей части попадаются хорошие, отзывчивые люди. Сколько раз мне помогали в России! Да и у меня два-три раза в неделю в Москве кто-нибудь спрашивает дорогу - очень вежливо и по-доброму. Я люблю встречать русских за границей! Если вижу, что кто-то потерялся, всегда по собственной инициативе подсказываю дорогу или помогаю что-то найти, ведь многие туристы не говорят хорошо по-английски и стесняются спросить. А невоспитанные и недовольные жизнью люди есть везде, просто в России общество более открытое, эмоции и переживания не принято прятать за дежурной улыбкой (зря, конечно, ведь даже натянутая улыбка постепенно начинает улучшать настроение).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вспомнила давний случай, как в переписке с одноклассником поставила в конце вопроса смайлик, тем самым попыталась выразить свой доброжелательный настрой. В ответ услашала много неприятного и пожелание, чтобы я не насмехалась больше над тем, чего не знаю...
      И да, люди у нас эмоции не скрывают... А зачем? Что нам скрывать? :)))

      Удалить
  3. Аня, я тоже верю, что хороших, добрых людей большинство. И не злые люди сути своей - они озлобленные, и не хамы они, а те кому по каким-то причинам надоело подставлять вторую щеку! То о чем ты пишешь - в основном проблема мегаполисов. Ну нет такой озлобленности в тихой провинции! (хотя там свои, иногда гораздо более серьезные проблемы). Я сама была близка к тому, чтобы влиться в эту массу хамов и злыдней, да вовремя срулила в декрет :) Конечно, надо всем нам тут учиться работать над собой, это важно в первую очередь для себя самого, но, положа руку на сердце - фигня все это! Ну как я буду говорить, что человек человеку товарищ, друг и брат, если по пути домой меня на машине подрезали (явно умышлено!) 5 раз, а результатом одного из этих пяти могли стать мои увечья. А подрезали-то почему? Потому что сами доведены до отчания многочасовыми пробками и прочим стрессом. Т.е. замкнутый круг.
    Там где вы сейчас находитесь о КОМФОРТНОМ проживании граждан принято заботиться, это норма, а у нас НЕТ. Вот она и есть основная причина хамства и озлобленности! Не в людях она!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катерина, провинция она такая разная... Я 7 лет прожила буквально в лесу и могу сказать, что чем меньше площадь прибывания тем более двоякие оношения у людей. Да, все друг другу говорят "Здравствуйте!", все знаю друг друга в лицо. И как только появляется новый человек в городке ты это узнаешь сразу же.
      Но и тут есть "свои" и "чужие". Никто не будет бросаться тебе помогать пока ты не попросишь (заисключением твоих близких друзей).
      А там где мы находимся каждый несет свою личную ответственность за своё хорошее настроение и самое главное, здесь не принято портить настроение другим. Это касается всего. Ты здесь несешь личную отвественность за комфорт своей жизни. Ты не в праве нарушать чей-то комфорт... Тоже интересная позиция.

      Удалить
  4. Я сейчас в декрете, и когда волею случая приходится спускаться в метро - становится вдруг неуютно, и понимаешь, что вот по этому - злым взглядам, расталкиваюшим локтям - точно не скучаю..
    Когда приезжала раньше из Европы, то с неделю точно не могла привыкнуть к лицам озлобленным и продолжала улыбаться, иногда здороваться в лифте, иногда попадать под машины)). Но здесь это быстро проходит. Лицо принимает такое же выражение и становишься частью стада..
    Очень видна разница, когда меняешь выражение - или когда влюблен, или когда - как сейчас слишком много есть, от чего улыбаться, и ситуация толпы вдруг непривычна - маски забываются - идешь и просто улыбаешься. В ответ мало кто улыбнется, но даже одна улыбка в ответ стоит этого :-)
    Спасибо, что напомнили, что добро начинается с нас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вас очень понимаю :) Я тоже в декрете по метро не скучала :))) Да и про всё остальное понимаю...
      Зато у вас скоро будет повод для ежеминутной улыбки :)))) ПРиятного ожидания :)

      Удалить
    2. Да. после трех лет жизни без метро, спускаться туда страшнова-то :)
      Аня, спасибо за то, что лишний раз задуматься заставляешь

      Удалить
  5. Ой, Аня только вчера на эту тему с мамой говорили. Там, где вы сейчас - точно оазис для нас, истосковавшихся по доброте и искреннему вниманию и вежливости душ. Наслаждайтесь и впитывайте!!!!:))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наслаждаемся и впитываем :)))
      Действительно наслаждаемся и отражаем улыбки :)))

      Удалить
  6. Хорошим человеком быть сложно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Давай различать навык="вежливость" и душевную доброту и внимание. И тогда злых, вредных, завистливых и черствых людей в Америке будет не меньше чем в России :)

      Удалить
  7. Ваши мысли задели, захотелось высказаться. Живу в небольшом поселке. Действительно, у нас все друг друга знают, если не по имени, то в лицо. Приходя в магазин здороваемся с продавцами, по улице идешь - направо и налево - здравствуйте. Люди незнакомые спрашивают о чем-то, с радостью покажем как куда дойти. У нас это делать легко. ВСе вокруг или соседи, или колеги, или друзья, да и родственников много.
    А в городе люди разобщены. Кругом незнакомые, а значит неизвестно от кого что ожидать. Ведь больше всего пугает неизвестность? Может поэтому недобрый взгляд? Да и ритм городской очень быстрый. Приглядитесь по тротуарам идут быстрым шагом, в транспорт надо успеть первому - чтобы места хватило. Кругом борьба за место...
    Согласна с вами в том, что если подойти к человеку с улыбкой и вежливо, то чаще всего тебе помогут... Ну мне почему-то всегда везет на славных людей! Добрых большинство! А если как-то не так ответил - ну, чтож бывают трудные инуты у каждого, Значит в неудачный момент попали! За границей не бывала,не могу ничего сказать. Но сельские жители очень доброжелательны и радушны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ната, я соглашусь с Вами, но частично. Я до 20 лет жила почти всё время в маленьких городках или поселках. Мне довелось жить и в таком месте, которое описываете Вы и в других...
      Я помню, как выводили Российские войска в Россию после развала СССР. В маленьком поселке Струги-Красные нас не очень радушно встретили местные жители. Мы были, как враги народа потому что "понаехали". Со временем всё поутихло... но всё же далеко не все местные жители были доброжелательны. Хотя с другой стороны мы там познакомились с очень добрыми и отзывчивыми людьми.

      Удалить
  8. Аня,Вы очень важную и вечную,для нас Россиян,тему подняли.Я никогда не была за границей,всегда жила в провинциальных маленьких городах.А в данный момент живу в сельской местности(уже 10 лет).Да, NATA права,здесь все друг друга знают,все друг с другом здороваются.Но лица у большинства людей все-таки угрюмые.И меня первое время ставили в тупик вопросы,которые мне казались бестактными.Мой муж отращивает бороду на зимнее время года.Так вот каждый считает нужным спросить:"Ты че это,как старик бороду-то не бреешь?",а,встречая меня"Побрила бы мужика-то".Сельские люди обожают жить чужой жизнью,лезть с советами,хотя их об этом не просят.А уж любопытные какие!Это куда отнести?К категории хамства или наивности?Мне было очень трудно привыкнуть к этому.И нужно обладать тактом и большим терпением,чтобы не нахамить в ответ на излишнее любопытство и интерес к твоей жизни.Я этому научилась и очень рада,что научилась.Выручает умение ответить с юмором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вооооот! Я жила в таком же месте! :))) С такими же вопросами и с такими же интересами! Все хотели знать, чо твориться у другого за дверью. Меня уже тогда в детстве это очень раздражало... и мне хоелось в БОЛЬШОЙ город, чтобы убежать от этих сплетней...
      И выбрала такую тактику, чтобы про меня ни говорили, я всегда отвечала: "ДА! Именно так!" Доходило до абсурда. Я подтвержала любые версии, даже противоречащие друг другу... В итоге от меня отстали. Я стала совершенно неинтересной.

      Удалить
  9. Аня, мне кажется, не надо обобщать про Россию и россиян. В семье не без урода. Мне так везет на хороших людей, где бы я ни была: в деревне или в мегаполисе, в России или за рубежом

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)