среда, 16 ноября 2011 г.

Оскар Бренифье "Смысл жизни"

В чем смысл жизни? С вами родители когда-нибудь говорили на эту тему? Я не могу припомнить подобногоразговора, но лет в 8 подобным вопросом задалась. Тогда я решила, что смысл в семье и детях. Ну а зачем ещё? Других вариантов у меня не было. Может оттого, что мне слишком часто напоминали, что я девочка - будущая мама, а может... нет, не знаю. У меня были очень жесткие шаблоны о жизни воспитанные на классических сказках. В подавляющем большинстве сказки заканчивались примерно такими словами: "И я там был мед-пиво пил (речь о свадьбе)" или "И жили они поживали, добра наживали".  Как-то так...
Поэтому увидев детскую книгу с названием "Смысл жизни" я её тут же возжелала в нашу библиотеку. Теперь она у нас.
Написал эту незатейливую книжку французский психолог и философ Оскар Бренифье, а проиллюстрировал Жак Деспре. На четырнадцати очень ярких разворотах страниц высказанно 24 версии смысла жизни или того, как надо жить. Например версия: "Другие думают, что близкие мешают жить, ведь каждый должен сам отвечать за себя" застала меня в расплох. Нет, не идей, что каждый должен отвечать сам за себя, а тем что близкие мешают... Никогда так не думала, но ведь для кого-то это действительно так. Бывает, так что родственники прямо тянут все из тебя ("тебя" в данном контексте - это обезличенный образ, если что ;). Эта книжка рекомендованная детям от 5 до 9 лет заставила меня о многом задумать... Задуматься о том, как я живу и к чему стремлюсь. Что я буду говорить ребенку о жизни, когда он подрастет? Какая она и как нужно жить? Эта книга отличный повод поразмышлять вместе с детьми о том, что с нами происходит и как мы тратим наше время отведенное на этой земле. Ведь у каждого свои правила, свои шаблоны и своя правда...

А как думаете вы?

Ниже можно посмотреть иллюстрации.

"Кто-то считает,
что в жизни тем больше смысла,
чем больше у чеовека вещей.
Другие верят, что жизнь
полна смысла лишь тогда,
когда человек вовсе ничем не обладает."

11 комментариев:

  1. По мне, так про смысл жизни идеально у Островского - спешите жить и чтобы не было мучительно больно. Смысл жизни в самой жизни, поэтому в ней нужно сделать как можно больше, и все что делаешь, делать хорошо и честно (не важно, уроки это или работа, или дружба, или хобби).
    А еще хорошо у Губермана:
    С двух концов я жгу свою свечу,
    не жалея плоти и огня,
    чтоб, когда навеки замолчу,
    близким стало скучно без меня.

    Но я не знаю, можно ли это все объяснить ребенку. Сама я, насколько помню, в нежном возрасте не задавалась таким вопросом.

    ОтветитьУдалить
  2. Аня, какая хорошая книжка! И, кстати, фраза, что близкие мешают жить, мне очень понятна. Взрослым детям сложно уйти из-под родительского контроля. Супруге из-под влияния супруга. Мама решает что хорошо для дочери. Муж слушает жену, тёщу, а не себя. Старшая сестра - пример для подражания и тд, и тп. Всё это зовётся любовью, вот только не во вред ли? Всё хорошо в меру, и близкие тоже. И человек - одинок в первую очередь, всё остальное - во вторую и третью. Еще мне понравилось, что смыслов в книжке много, этакий калейдоском. А ведь кто-то верит, что "правда всегда одна"(я так понимаю, правда божественная, т.н. ИСТИНА) И тогда все "мелкие" смыслы сводятся в эту одну правду-истину. Может быть стоило и эту точку зрения в книжке отразить? А может и не стоило... Тоже хочу себе такую!

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, столько книг интересных! Вот буду заказ к ному году делать. обязательно твоими рассказами и рекомендациями воспользуюсь!

    ОтветитьУдалить
  4. о! Катерина, очень мне понравилось "Чтоб, когда навеки замолчу, близким стало скучно без меня".
    Наверное, это мой эгоцентризм говорит, но хотелось бы жить так...

    А ребенку объяснить думаю можно, главное, чтобы ему это тоже было близко.

    ОтветитьУдалить
  5. Пока писала ответ Катерине, Маша прямо мини-эссе написала :))) Я в восхищении! Серьезно :)
    Вот честное слово, просто не задумывалась о том, что так часто близкие мешают. А ведь это действительно так... Пусть последнее время я преимущественно читаю детские книги, но и они наводят на размышления.

    Машунь, это ещё не все книжки... т.ч. до конца ноября у тебя появится приличный список для размышления: что купить? :)

    ОтветитьУдалить
  6. Я тоже на эту книгу засматриваюсь. Единственное, мне бы не хотелось, чтобы дети очень сильно задумывались над смыслом жизни...по крайней мере лет до 13-14. Я имею ввиду не очень уж углублялись в эту тему. Может я в этом смысле не права.
    В книге, как мне кажется, все верно - знакомство с разным отношением и взглядом на жизнь у разных людей, то есть то, о чем нужно рассказать ребенку и не более того :)

    ОтветитьУдалить
  7. Kate, по поводу того, когда нужно задумываться о смысле жизни. У Газданова в "Ночных дорогах" есть персонаж, кто задумался впервые лет в тридцать. И никак не мог найти ответ, и никто ему не мог подсказать, для чего же живём, в чем смысл, всё показалось вдруг ненастоящим, суета сует, в общем. Закончилось в итоге тем, что персонаж покончил жизнь самоубийством. Так вот автор на эту тему рассуждает, что в отношении смысла жизни всё действительно достаточно пессимистично, и многие смыслы призрачны и тд. И такое вот откровение, как в случае с героем, может действительно закончится плачевно. И потому, заключает автор, нормально развивающийся, культурный и образованный человек задумывается об этом не в тридцать лет впервые, но с самого раннего детства, малыми порциями, постепенно привыкая к мысли, что не всё в жизни понятно, объяснимо и оптимистично.

    Аня, спасибо, как написала одна моя любимая блоггерша, "Похвалили графомана... Теперь фонтан-то не заткнуть!" ;)

    ОтветитьУдалить
  8. Катюш, тут такая книга, что в большей степени зависит именно от родителей, как сильно задумаются о смысле жизни их дети. Ты можешь сама придумать примеры к каждому тезису или попросить придумать детей. Вот нравятся мне такие книжки, где не все написано, где думать ещё нужно, рассуждать... Хотя можно и просто прочитать эту книгу детям никак не комментируя. Но тут есть другой "подводный камень": как они её поймут? :)

    Маша, ты меня заинтересовала. Список книг для моего "внекостинского" времени пополняеется.
    А фонтан затыкать и не зачем! Пусть им все любуются и восхищаются ;)

    ОтветитьУдалить
  9. Вот-вот, меня тоже книга заинтриговала :)

    ОтветитьУдалить
  10. Вот ведь как мнения разделились!Да так и было всегда, а смысл то всего один.Если его найти, всё остальное приложится.Бойся (но не в смысле ужаса,а в смысле благоговения)Бога и заповеди Его соблюдай, это ещё Еклизиаст писал в древнее время в Библии.А далее добавил: В этом ВСЁ для человека.Куда мы без Бога?

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)