вторник, 29 ноября 2011 г.

Спокойствие, только спокойствие! (с)

Когда у нас родился сын многие желали сил и терпения. Я улыбалась и думала, что силы мне понадобятся, а терпения у меня не занимать. Надо сказать, что за Костины почти 1 и 8 месяцев я никогда на него не срывалась и не кричала. Бывало пару раз заваливалась на кровать от бессилия и слушала минут 5-10 (муж утверждает, что меньше), как наш папа носит по комнате страдающего сына, бывало плакала, но никогда не кричала... Не вижу в этом смысла. Это всё равно, что кричать на кошечку или собачку. Все понимают, что для животного наш крик не более чем ужасный и непонятный шум. Он пугает, он вызывает дискомфорт и единственное желание, которое вызывает крик у животных - это убежать, от этой какофонии.
Одна моя знакомая утверждала, что на неё нельзя кричать. Потому, что она в такие моменты перестает что-либо понимать. Обычно она кричит в ответ оглушительное: "Замолчите!" хватается за голову и убегает. Раньше она ударяла орущего и убегала. Сейчас выросла и перестала бить...
Моя подруга живет в Германии и ходит на языковые курсы. Недавно им рассказывали, что в Германии на законодательном уровне запрещено бить детей. Даже просто хлопнуть слегка по попе запрещено. Люди негодовали. Возмущались, что за глупый закон. Как можно маленькому иначе объяснить? Ведь иногда его просто необходимо слегка ударить. Так считали все независимо от образования и национальности. Мою подругу, которая заметила, что даже хлопок по попе  - это унижение достоинства ребенка - засмеяли, напомнив, что детей у неё нет...
Крик, как и физическое насилие ( туда же я причисли хлопки по попе) - это роспись в собственном бессилии. Мы кричим, когда нам кажется. что нас не понимают, не слышат... мы поднимаем руку, когда не можем подобрать нужных слов. У нас не хватает сил, желания, времени на то, чтобы подобрать нужные слова... Люди, которые кричат и размахивают руками (с целью попасть в вас) делают это от бессилия. Знаю из личного опыта. Орать, как зверь лесной и махать кулаками мне доводилось по совсем молодой молодости. И делала я это только, когда не могла, не находила слов, чтобы объяснить, что мне надо (кстити, младенцы тоже кричат по этой причине).
Однажды в такой момент мне захотелось биться головой об стену.

Так громко, как в тот день, я больше никогда не орала... Мне хотелось что-то разбить (хоть свою голову), кого-то ударить... До момента кульминации, я в течении часов трех спокойно объясняла, что случилось, что меня огорчило... и это был уже четвертый подобный разговор. Меня молча слушали, тихо кивали головой:
- Ань, не расстраивайся, ты так. Я так больше не буду.
- Ты теперь понял, почему я обиделась в прошлый раз.
- Угу.
- Почему?
- Потому что я тебя огорчил.
- Чем?
- Не знаю...
Вот после этих слов я расписалась в своем бессилии. Глаза покрыла белая пелена и я пришла в бешенство... У меня в голове не укладывалось, как можно не понять таких элементарных вещей. Но и объяснить доступно эту "элементарщину" так и не сумела... Оказалась совершенно бессильной. В голове промелькнуло, что-то про инфантильность и детскость, ведь только маленькие дети говорят: "Я больше так не буду..." Тут я окончательно осознала, что кричать на людей (тем более на маленьких людей) - это не продуктивно. Дети не слышат слов за родительским криком. Маленькие дети часто пугаются впервые сталкиваясь с криком и далее плачут сами... А когда плачут, уже совсем ничего не слышат и не понимают...

Недавно был случай. В гости пришла подруга. Костик попросил творожок в баночке. Я открыла, дала ему ложку и отвернулась мыть посуду. Ребенок стоит рядом, напротив него сидит наша гостья. И вдруг, она как закричит в ужасе: "Костя, НЕТ!" Я аж подпрыгнула, а сын разревелся. Оказывается, Костя взял творог и решил его отнести в комнату.  Баночка с одного края наклонилась и творог из неё полился на пол... Костя ничего не понял, он просто испугался и плакал. Тем более, что на него до этого случая никогда не кричали... Этот крик никак не изменил ситуацию. Творог так и не вернулся с пола в баночку.

Родители, которые кричат и шлепают своих детей, делают это из-за своей родительской несостоятельности...
В моей копилки есть один случай, когда удар по руке ребенка привел к желаемому результату. Но и он подтверждает, что рукоприкладство от бессилия. Да и интуиция мне подсказывает, что там было достаточно строго слова. А вот и ситуация. Её нам рассказала наша преподавательница по общей психологии о своем сыне.

Когда Артему было три года, он ходил на кухню и крутил ручки на газовой плите. Мама много и долго беседовала с сыном, но на него ничего не действовало. В очередной раз она села перед ним на корточки, глаза в глаза, всё как надо, и завела свою привычную песню: "Темочка, нельзя крутить ручки на плите. Ты ведь меня любишь? (кивок) Папу любишь? (кивок) Бабушку любишь? (кивок) Ты же хочешь, чтобы все мы были здоровы? (кивок) Тогда, сыночек, не нужно крутить ручки. Это приводит к утечке газ, а если много газа окажется в воздухе, а потом кто-то зажжет спичку, то будет взрыв и нас всех не станет. Ты же этого не хочешь? (кивок, а рука тянется к ручке плиты)" Все это время папа Артема слушает у двери. Подзывает жену и говорит, что он сейчас все сыну объяснит, но она не должна вмешиваться. От бессилия та соглашается. Папа подходит к малышу, берет его за руку и вместе с ним поворачивает ручку, а потом резко бьет сына по той самой руке и громко говорит: "НЕЛЬЗЯ ТАК ДЕЛАТЬ!" Ребенок в совершенном ужасе убегает из кухни, но больше так не делает... 
Я подозреваю, что было достаточно папиного "нельзя" без шлепка по руке.
Я мама и я очень мягкая по отношению к сыну. А вот папа у нас строг. И папиного строго "нет" Косте вполне достаточно. Он может огорчиться, но нарушать запрет уже не станет...
Я верю в волшебную силу слова
Я убеждена, что все в наших руках. Только нужно воспитать в себе терпение и уважение к самим себе (да, я знаю, как это нелегко). Т.ч. как говорил Карлсон: "Спокойствие, только спокойствие!" и все у нас будет замечательно...
Давайте, слушать тихую классическую музыку, думать о приятном, улыбаться и считать до десяти, когда не находим нужных слов :) И исключим из своей жизни крик и "легкие шлепки" :)

21 комментарий:

  1. Ненавижу крик, и не понимаю людей, которые ругаются или злятся на плачущего младенца - ведь это пока единственный доступный ему способ "говорить"!

    Интересный пример с газовой плитой. Я в детстве обрывала обои в одном определенном месте. Меня по-доброму уговаривали, убеждали разумными доводами, ругали, но это было выше меня - руки сами тянулись к обоям. Интересно, помогло бы, если бы меня шлепнули по рукам? Обычного родительского "нельзя", сказанного самым строгим и серьезным голосом, было недостаточно. Не знаю, было ли в случае с Артемом применено рукоприкладство от бессилия - возможно, это та ситуация, когда необходим неожиданно грозный запрет.

    ОтветитьУдалить
  2. Историю с газовой плитой нам рассказали, как пример того, что детям лет до четырех не нужно мотивировать запреты. Просто "нет" и всё.

    Я думаю, что мама уже не находила выхода из ситуации (собственно, она так и сказала). И, да, тут нужно было что-то из ряда вон выходящее для ребенка. Но я идеалистка, и верю, что этим "воном" могло быть что-то другое ;)

    Я вот в детстве рисовала на обоях под своим столом. Мне четырехлетней хватило родительского обещания, что в другой раз я буду переклеевать обои, а это ох, как непросто :)

    ОтветитьУдалить
  3. Анна, мне не только обещали, что я буду переклеивать обои - я их несколько раз переклеивала (только в "пострадавшей" части стены). Мне лет пять-шесть было. И даже помню момент обрывания - понимаю, что нельзя, что глупо, но все равно обрываю :)) Но это было не так страшно, как с газовой плитой, у родителей нервы крепкие, поэтому я эти обои долго еще обрывала :)
    Да, надо придумать "что-то из ряда вон выходящее" на всякий случай. Как, например, котят останавливают водой из пульверизатора, чтобы не бить, если они что-то плохое делают.

    ОтветитьУдалить
  4. Однако, Вы упорная и бесстрашная барышня были ( наверное и сейчас такая :)
    Я думаю, что даже хлопок по руке Вас не остановил в таком случае :)
    Кстати, чем-то из ряда вон может быть какое-то нелюбимое действо ребенка. Например, если он рвет обои кормим нелюбимой манкой. Ну это так экспромт... надо подумать :)

    ОтветитьУдалить
  5. Вряд ли манка подействует - слишком далеко отстоят звенья "действие" и "последствие" :)
    Анна, обращайтесь ко мне на "ты", пожалуйста, я от "Вы" с большой буквы вздрагиваю и начинаю вспоминать, сколько мне лет :)

    ОтветитьУдалить
  6. Я ушла в глубокое раздумье и даже что-то придумала во сне, но проснулась и забыла. Решила придумывать по обстоятельствам, пока благо, не нужно :)

    На счет на "ты", пусть это будет взаимным :)

    ОтветитьУдалить
  7. Ох уж этот крик! Крик в моём быту присутствует и уже вся семья знает, если мама кричит, значит устала. Это на каком-то физиологическом уровне: стоит мне присесть, отдохнуть, иногда перекусить и искушение покричать уходит напрочь.
    Кроме того, особым искусством раскручивать на крик обладают подростки. Из самого благожелательного состояния они могут ввести в состояния бешенства. Хоть бы ты, Анечка, покопалась в своих лекциях и открыла нам формулу общения с тинейджерами. (((
    А вот насчёт физического наказания не соглашусь. Но и спор затевать не буду: однажды ввязалась в дискуссию на каком-то сайте и узнала о себе много интересного, вплоть до того, что у меня маниакальная склонность к истязанию детей)))

    ОтветитьУдалить
  8. Наташа, ну ваш крик видимо обусловлен физическим бессилием и усталостью. Мозг уже отказывается, как-либо аргументировать свои слова... Я понимаю, что это фантастика, но Вам нужно в отпуск хотя бы на недельку... :)
    А с подростками всегда было очень трудно и пока никто не придумал едино-верной фурмулы. Приходится ориентироваться по ситуации... :(

    Что касается физического наказания. Давайте будем честны, я рассуждаю исходя из своей "среды обитания", из своего воспитания и т.д. И в моем личном пространстве, физическое наказание неуместно. Но, я хочу отметить, что папу из примера с газовой плитой, монстром не считаю и карзнить не велю.

    Недавно смотрела фильм national geographic - Запреты. Кровопролитие. Очень впечатлило и заставило задуматься. Рекомендую.

    ОтветитьУдалить
  9. Анна, я тоже за то, чтобы никогда не повышать голос. Меня, уже взрослую, громкий крик пугает и дезориентирует. Что уж говорить о детках?
    В твоей статье поразило различное отношение детей к словам мамы и папы. Что за таким послушанием перед отцом? Страх или что-то еще, как ты думаешь?

    ОтветитьУдалить
  10. Марианна, я думаю причина такого послушания, в особом статусе отцов. Ведь мамы сами (в том числе и я) создаем папам образ главы семейства. Я никогда не спорю с мужем при ребенке. Если наш папа что-то сказал, мы делаем так (вечером, когда сын уже спит, можем и подискутировать).
    И вот сын видит, мое отношение к мужу и делает вывод: папу нужно слушать.
    Я скажу больше: ко мне ребенок частенько обращается строго "мамам!", когда я не сразу отзываюсь или увлечена чем-то, а к папе нежно "папаааа".
    Вот так у нас разделились семейные роли. Ко мне можно прийти пожаловаться на папу, я пожалею, посочувствую, но ничего не изменится. Папино слово - закон.

    ОтветитьУдалить
  11. Абсолютно со всем согласна, но я бы делала скидку на темперамент мамы и ребенка и на жизненные обстоятельства. Главное, имхо, чтобы это не было привычкой.

    ОтветитьУдалить
  12. Меня в той ситуации - с языковыми курсами и когда меня засмеяли больше всего поразило другое - вчера была еще ситуация лучше - это я просто еще рассказать не успела тебе:

    Встал вопрос религии и я сказала, что детям своим не буду давать никакую (ну мы с тобой обсуждали), ибо крещение - это еще похлеще стресс, чем ор и крик и что ребенок напуган и травма на всю жизнь может быть - как и от хлопков.
    На это мне ответила вся группа (включая и мусульман и христиан), что я - чокнутая, так как это не стресс, а нужная и важная традиция в жизни каждого ребенка! И вообще с чего я взяла, что ребенок вообще что то понимает до 5 лет? Вот ты, Алена, себя помнишь до 5 лет? ну вот так-то, делай выводы.
    Я сказала, что мне это подтвердил психолог. На что преподаватель мне заявил, что все психологи - демагоги и ещё и не такое выдумать могут.

    ЗАмечу, что у половины группы есть дети. а у некоторых - даже четверо.

    ОтветитьУдалить
  13. Нила, совершенно верно. Люди бывают в разных обстоятельствах и в разных состояниях. Ну а про темперамент мамы... мой темперамент на грани между холериком и сангвиником. И терпению, сдержанности я себя просто учила. Хотя это была долгая дорога... и даже сейчас, если меня сильно достать (а это нужно очень постараться) я буду орать, как зверь лесной, махать руками и вообще, зрелище жуткое. У меня в таком состоянии руки всегда тянуться кого-нибудь побить. И даже тогда я борюсь с этим желанием. Хотя, по отношению к ребенку, ничего подобного даже близко не было. Может потому, что это ребенок...
    Поэтому, на личном опыте, я убеждена, что какой бы темперамент у мамы ни был, она может при большом желании его обуять. Но опять-таки, это моё субъективное мнение, основанное на моем опыте. Кто-то скажет - это невозможно :)
    И всё же я с вами соглашусь, что бывает всякое, главное без фанатизма и не увлекаться.

    Алена, ну тут момент очень тонкий. Не помню обсуждали ли мы это повторно, но я тогда докопалась и священник в церкви с нашим домом сказал нам так: что крестить ребенка или до года, когда он не понимает происходящего и действительно забудет и не вспомнит, или после 5-6 лет, когда уже понимает процесс и воспринимает спокойно. Т.к. в его практике большинство детей между годом и 5-6 годами очень тяжело переносят ритуал, кричат и вырываются. И да, это стресс для них. Т.ч. многое зависит оттого, когда эти люди крестили своих детей. Большинство верующих люде стараются окрестить детей не то, что в первый год жизни, а в первые месяцы. Так, что твой однокурсники исходят из своего опыта и возможно, то что они тебе говорили - это правда относительно их реальности.

    ОтветитьУдалить
  14. Аня, я вовсе не о том, что НЕЛЬЗЯ обуять темперамент. Все можно. Просто, имхо, иногда не нужно: ничего страшного если мама покажет свою несостоятельность в какой-то ситуации, она же не супр-вумен. Я, например, кричала на мою старшую дочь. Это, естественно, роспить с собственной импотенции. Но это был такой период в жизни моей дочери (ранне-подростковый), который, вкупе с ее характером, вызывал во мне такую реакцию. Мы все это пережили года за полтора и сейчас вспоминаем. Обычно со смехом и с жалостью к моим нервам ))) Вторая дочь сейчас переживает этот сложный период, но у нее совсем другой характер, поэтому на крик меня не срывает ни разу, скорее на слезу украдкой.
    Я забыла уточнить про возраст детей: лет до 5 мне вообще сложно за что можно кричать на ребенка. В примере твоей подруги ее крик "Нет!" мог бы иметь место только с ситуации опасности для ребенка, типа пальчиков в розетке )) А так да, напугала малыша ни за что ни про что.

    ОтветитьУдалить
  15. О крещении. У католиков детей крестят в первые месяцы жизни, ребенка не окунают в воду, а всего лишь окропляют лоб водой, поэтому особого стресса для ребенка я не вижу. Однако вопрос веры деликатный и каждый его решает для себя.

    ОтветитьУдалить
  16. Нила, я честно признаю, когда пишу про детей и крик, всё же больше ориентируюсь на детей до лет 10... А подростки, с ними гораздо сложнее. И они уже себя детьми-то не чувствуют. И порой сами начинают разговор с крика... Да, тут немного другая тема. И в общем-то, помня себя подростком могу сказать, что во время обсуждения "глобальных" вещей, ой, как трудно разговаривать с родителями... До них даже не докричаться! :)

    О крещении у меня был отдельный пост. И там в ходе обсуждения, лично я пришла примерно к такому выводу: если крестить, то или в первые полгода жизни ребенка, или уже гораздо позже, чтобы избежать стресса.
    http://www.chaotic-anna.ru/2011/07/blog-post_19.html - если интересно, то можете тут прочитать, откуда у меня пошла тема про стресс. Это, конечно, всё субъективно.

    ОтветитьУдалить
  17. Аня, сидела читала и статью и комментарии. Думала много. Скажу честно. я могу прикрикнуть и сильно. Но я стараюсь очень! не делать этого. Скажем так. на меня все детсво и юность мама кричала диким криком, просто так, за дело, не важно. начинала с одного слова и ее уносило. Не важно, как я реагировала, ей просто надо было поорать. а спустя 5 минут она бежала мириться. Я отказывалась и все повторялось снова.
    В общем стиль повдения криком сопровождал меня долго и совсем не орать я не могу. Рома долго меня учил общаться спокойно, без криков. В итоге ему это удалось, но иногда я выходу из себя, потом мне жутко стыдно. Поэтому прежде, чем заорать я останавливаюсь и считаю до 10, а в это время думаю о том, как вопримет Даша мое поведение и что побудило ее сделать то, что она сделала. Как правило, когда я заканчиваю считать, то успокаиваюсь и мы решаем дело миром. Если чувствую, что не отошла. то продолжаю считать и глубоко дышать. Но сейчас так делаю все реже и реже. Так как желание закричать возникает все реже. Последний раз даже не помню. когда такое было :)

    ОтветитьУдалить
  18. Маша, крик, заложен, как ты сама рассказываешь, в твоем "жизенном сценарии". А менять их очень трудно. Редко, когда дети не перенимают манеру родителей общаться.
    Поэтому я могу только сказать тебе, что ты просто огромная молодец! Ты проделала огромный труд на собой, и это достойно восхищения. Не каждый человек сможет и захочет так напрягаться! Так держать!

    ОтветитьУдалить
  19. Анна, позвольте вас спросить, как вы учили себя сдержанности и терпению? Моей дочке год и четыре и я, к своему огромному стыду, бывало срывалась на крик. В эти моменты у меня было ощущение, что это не я кричу, что кто-то другой, я пытаюсь не кричать, я понимаю, что своим криком и раздражением я пугаю ребенка, я пытаюсь про себя считать и переключиться, но крик - он как будто бы не по моей воле исходит. Это ужасное состояние. Я потом очень долго переживаю и казню себя, а на физическом уровне у меня сразу же начинает болеть горло (еще не закончила кричать, а горло уже болит), и болит по нескольку дней, вплоть до хриплого кашля, а временами першит так, что кажется, что я задыхаюсь... В общем, я очень хочу научиться сдержанности и терпению...

    Алина

    ОтветитьУдалить
  20. Алина, извините за столь нескорый ответ.
    Желание кричать возникало у меня очень импульсивно. Я не успевала даже подумать, что хочу закричать, я просто кричала. Поэтоу сначала я стала обрывать крик. Т.е. заорала и на полуслове остановилась. Это был первый шаг. Потом, как-то совсем незаметно, я стала чувствоввать желание закричать и тогда я просто замолкала. Когда я в ходе беседы чувствовала надвигающуюся волну ора, я стала говорить: "Мне нужно помолчать, иначе я сейчас заору!" И да, считала. Но это всё было со взрослыми людьми.
    К моменту, когда у меня появился ребенок, я уже е повышала голос.
    И как я писала выше, я просто приняла факт того, что ребенок мой крик не поймет... Наверное, это было ключевым: увидеть непонимание в глазах взрослого человека. Ведь если взрослый не воспринимает информацию на повышеных тонах, то ребенок и подавно.

    ОтветитьУдалить
  21. На меня в детстве кричали, меня пару раз били.. И помню , как я клялась не орать на своих детей.
    Своих мальчиков я тоже могла ударить по попе, а уж кричать приходилось часто.. Самое ужасное,что я ВСе понимаю - что кричат от бессилия, от усталости, что ты криком расписываешься в своей несостоятельности, но это как амок у Цвейга - налетает и понеслось.. Тут же выныриваешь от плача ребенка из этого омута и не понимаешь, ну как непонимание задачи по математике можно "лечить" криком?..
    Но вот с подростками мне наоборот легче - шлепать и повышать голос на мальчика с тебя ростом уже не получается..
    Мои этапы роста за годы мамства: перестала давать подзатыльники, голос повышаю редко, если все-таки кричу на семилетку -то мы дружно идем покупать вкусный штраф.
    Все-таки крик у меня не означает суперпровинность ребенка, он означает, что меня не устраивает что-то в СВОЕЙ жизни, а беспомощный ребенок просто подвернулся под руку.. Вот если это подлое свойство - пользоваться безответностью -удастся победить, будет просто здорово. Тем более что награда -это и ощущение своей силы, спокойствия, и сознание, что каждый крик рушит наши отношения и закладывает ребенку образец для своих детей.

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)