понедельник, 7 ноября 2011 г.

"А дедушка в костюме?" Амели Фрид, Джеки Гляйх

Уже почти две недели даже не заглядывала ни в свой в блог, ни в ваши блоги. И вроде было время свободное, но совершенно не было ни малейшего желания сюда заходить. В голове рой мыслей и нужно ещё столько сделать... и ничего не делается почему-то. Видимо, я взяла небольшой тайм-аут. Как-то неосознанно взяла. Зато уделила побольше внимания ребенку и себе. Даже умудрилась почитать художественную литературу и немного порисовать...

А вчера я сделала очередную закупку детских книг. Очень хочется о них рассказать. О двух книжках в особенности. Сегодня я поделюсь с вами впечатлениями от очень "странной" книги. Она называется "А дедушка в костюме?"  Амели Фрид и Джеки Гляйх.
Это книга о смерти. Я как-то уже рассуждала на эту тему и вот сейчас встретила совершенно необыкновенную книгу. О том как мальчик лет 5 переживает смерть дедушки. Написано очень по-детски, просто, легко, но уже на шестой странице на словах: "На всякий случай Бруно заглянул к дедушке в комнату. Вдруг он вернулся? Вдруг остальные ошиблись, и дедушка вовсе не умер?" - я заплакала.

Может от того, что нечто подобное переживала в детстве (такие мысли меня посещали даже, когда умер наш хомячок). Может от того, что стало безмерно больно за детей, которые чувствуют своё непонимание происходящего и таят надежду. Т.к. разные люди, говорят разное. Старший брат утверждает, что дедушка на кладбище, а папа, что на небесах. Но Бруно точно знает, что один человек в дух места одновременно быть не может. Кому верить? Кто говорит правду? Ещё одно переживание мальчика очень близкое мне маленькой: Бруно любит бутерброд с горчицей, а дедушка говорил, что горчица вредна (от неё глупеют), поэтому малыш мажет нижнюю сторону хлеба горчицей, чтобы дедушка с неба не увидел. Я тоже думала, после смерти своего дедушки, что отныне он за нами всеми следит, всё видит и всё знает... Так же, как главный герой, я совершенно не понимала, почему по пути на кладбище и на самом кладбище все плакали, а вечером пили, ели и смеялись...

В книге, наверное, затронуты все вопросы, которые может задать себе ребенок, впервые столкнувшись со смертью близкого человека. Бруно даже сердится на дедушку, потому что тот обещал в следующее воскресенье сводить его на рыбалку и научить рыбачить: "...и как дедушка мог так запросто умереть не сдержав обещания?"
Не знаю, стоит ли читать эту книгу ребенку, который никогда не сталкивался со смертью, но если в семье уже случались похороны - прочитайте. Я не нашла в ней каких-то конкретных ответов на вопросы, зато нашла в ней понимание себя маленькой и тех чувств, которые когда-то пережила.
В послесловии Марина Аромштам написала, что "А дедушка в костюме?" - это своеобразный дневник точно описанных психологических переживаний ребенка, столкнувшегося с непостижимым. Вспоминая себя и свои переживания, я полностью соглашусь с ней...

Книга же эта заканчивается рождением ребенка и предположением, что это дедушкина душа вернулась на землю...
И как ни странно я бы посоветовала эту книжку не детям, а взрослым. Очень трогательную, грустную и светлую одновременно. Ребенку я прочитала бы её вслух, как и советуют в послесловии, лет в семь. А пока пусть полежит на полке.

11 комментариев:

  1. Аня, какая хорошая книжка! Спасибо, с твоих слов мне очень всё понравилось.

    ОтветитьУдалить
  2. Маш, она просто неожиданно чудесная. Покупала, на свой страх и риск, не видя содержания.

    ОтветитьУдалить
  3. Как интересно. Спасибо, прочитаю обязательно. Люблю детские книги. В них намного больше искренности, прямоты, а если есть иллюстрации, то это праздник для меня.

    ОтветитьУдалить
  4. На здоровье, Анна. Иллюстрации тут на каждом развороте. Справа картинка, а слева текст. Кстати, шрифт очень крупный.

    ОтветитьУдалить
  5. И правда необычная книга. Захотелось для себя приобрести...именно для себя. Анют, а чего еще прикупила? Можешь что-то еще интересное порекомендовать? хотя бы без особых описаний просто автора и название. У нас с тобой, по-моему, вкусы по части детской литературы похожи :)

    ОтветитьУдалить
  6. Аня, спасибо за интересный рассказ о книге, включила этот пост в обзор в коллективном блоге "Друзья БабочкиЯночки" http://kpanuba.blogspot.com/2011/11/081111.html#comment-form

    ОтветитьУдалить
  7. Аня, спасибо за книгу, очень интересно почитать.

    ОтветитьУдалить
  8. Катюш, да мне тоже кажется, что книжные вкусы у нас очень похожи. Я этот месяц хочу как раз книжкам и посвятить. Завтра даже напишу почему, т.ч. поделюст всеми достойными книгами.

    Аня, мне очень приятно! Спасибо... Я чувствую, что как-то должна отблагодарить Вас за такое внимание к моему блогу.

    Ирина, на здоровье, главное, чтобы и Вам после прочтения она понравилась.

    ОтветитьУдалить
  9. Аня, моё внимание обусловлено тем, что Вы хорошо пишете об интересном! Продолжайте в том же духе, заглядывайте к нам в коллективный блог, у нас много предновогодних проектов ;)

    ОтветитьУдалить
  10. Аня, спасибо за описания книги. Я очень боюсь читать такие, потому что я начинаю плакать. Но очень хочется почитать.
    Вспоминаю свои мыслик и эмоции (они очень прочно засели в моей голове), когда умер мой дедушка. Помню вошла в комнату, а его там нет. никто не сказал мне тогда. что он умер, но я очень четко помню мысль, пролетевшую у меня в голове (мне 4-5 лет было), что я его больше никогда не увижу. Я его безумно любила. я помню его лицо и руки. его шаги, его улыбку. Хотя все говорят, что этого не может быть, но я то помню. По этому постараюсь найти и купить книгу на будущее, чтобы лучше знать, как общаться с ребенком, если в семье случается такая трагедия.

    ОтветитьУдалить
  11. Ещё раз спасибо, Аня. Я заглядываю )))

    Маш, по-моему, это очень хорошая книжка для разговора с ребенком. Но грустная... не плакать не получится. Поэтому сначала стоит прочитать самой...
    Я тебе очень верю, что помнишь. Я тоже помню. И это странное чувство внутри, когда понимаешь, что всё, больше не увидишься с человеком и не поговоришь...

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)