понедельник, 9 февраля 2015 г.

Список книг для детей от года до трех лет. Моя версия.

Меня уже несколько человек попросили составить мой список литературы для детей от года до 3х.  Ну что я не человек что ли? Списки составлять не умею?! Конечно, не умею! Но составлю, как смогу. Итак, это очень субъективный список, ориентированный на моих детей. Может быть что-то полезное вы найдете здесь и для ваших прекрасных слушателей. Все книги, которые есть на ozone.ru имеют прямую ссылку.

На мой скромный взгляд, лучше всего малышам начинать читать стихи. Мы с Костей начали в его 8 месяцев с моей книжки детства "Читаем детям". Это очень неплохой сборник. Хотя там много про пионеров. Зато есть произведения на все случаи жизни. Вернусь к стихам. Почему стихи? Они очень мелодичные и привлекают внимание. Плюс ко всему ребенку в столь юном возрасте, чтобы вы не читали очень много слов непонятно, а в стихотворной форме если и не понятно, то хоть слушать приятно (о! стихами заговорила! влияние! ) С прозой немного сложнее. Мы к ней пришли уже после того, как полюбили слушать "непонятные стихи" стихи.
Поехали:

1. Недолюбливаю Чуковского, но без него никак ;) Секрет успеха его произведений, однозначно, в том что это истории в стихах.
Отчасти поэтому у нас его творчество в формате очень бюджетной серии книжек с отличными иллюстрациями от Издательства Яблоко. При покупке была приятно удивлена. Айболит Издательства Алтей. Только отличный. Но, конечно, есть масса других хороших изданий на любой вкус. Так же имеется в наличии вот такая книжка от Амфоры с иллюстрациями Васнецова.
 "Путаницу" в этой книге необходимо вырвать и сжечь, ибо более страшных картинок я в своей жизни не видела! Костя разделяет мое мнение. Но её стоит купить ради "Краденого солнца".
Интересно, а есть ли дети, которые любят эти красно-черные депрессивные картинки?

2. На фото ниже представлены хиты, книги которые читались тогда и читаются сейчас.


Медведя мы ловили так часто, что книгу приходилось прятать. Косте и Марку очень нравятся там такие слова, как "шурх-шорх" или "плих-плюх". Сначала это все читается медленно, а в конце очень быстро! Радости немерено.
Книжки вырезки-картонки с отличными картинками и очень простенькими стишатами нежно любим до сих пор. Они просто приятные. У нас есть ещё про котика и ёжика. Но в нашем бардаке их найти не смогла, поэтому на фото только две.
Все три сборника очень удачные. Хорошие картинки, а главное отличная подборка произведений. Горячо рекомендую именно эти издания. Их удобно брать в дорогу. Они ездили с нами везде до Костиных трех лет. Не вижу в продаже сейчас "Лучшие стихи и сказки в иллюстрациях Сутеева", зато есть "ВСЕ стихи и сказки в иллюстрациях Сутеева". Для нас самым важным произведением была "Почему у лягушки нет хвоста?" Юсупова. Дополняет этот сборник "Сказки". Если вы любите путешествовать и читать, то вам нужны эти книжки. И не забудьте Маршака. Каждый малыш должен послушать историю про глупого и умного мышонка. Это наш первый книжный "сериал". Костя очень волновался, когда кошка унесла мышонка. Что с ним? Как он? Об этом вы узнаете в следующей серии ;)
"38 попугаев" книжка-картонка. Думаю в рекламе история не нуждается :)
Шея тут, шея там - чудная сказка-загадка про то, как спит жираф. Если вас интересует данная информация - срочно покупайте! ( тоже картонка )

3. Теперь немного "страшного" :)

Безусловно, я не про Сутеева. Это просто хорошие варианты картонных книжек для малышей. Сказка про разные колеса - самая любимая! Благодаря зайчику в рукавичках сын стал их носить. Тогда это ещё было актуально.
Нижние две книги в плане картинок "ужас-ужас", но содержание хорошее. Малышковое. Львенка и Черепаху мы с Костей читали вместе, он всегда говорил "мяяяу" в нужном месте :) В год и два это было очень круто :)

4. Еще книги со стихами.

"Кот Василий" просто великолепен! Нежно любим про Петю-Петушка! Первый раз мы про него прочитали в таком оформлении. До сих пор хихикаю. Но стихи хорошие, читайте.
"Ладушки" это сборник сказок и потешек с иллюстрациями Васнецова. Каждый уважающий себя малыш должен иметь подобную книжку ;) Ну или хотя бы сборник из 5 книг, что лежит слева от него. Кстати, этот сборник с сорокой на обложке мы с Костей любим больше.
"Вышел мишка из берлоги" это одна из самых хитовых книг. Стихи отличные, книжка зачитана, перечитана и снова зачитана. Можно полюбоваться на неё тут.
"Считалия" очень достойная книга. История считалок в стихах от Заходера. Люблю, люблю, люблю! Без комментариев.
"Живая книга" Усачева. Усачева, наверное, современный Маршак. Хорошая подборка стихов для малышей. Мы их перечитываем и сейчас, особенно нравится про сверчка.

5. Продолжаем наслаждаться стихами.

Это культурный минимум от Р.Мухи, Д. Хармса, В. Левина, М.Яснова, С. Маршака (если добавить сборник, который был упомянут выще, то все самые знаковые произведения Маршака у вас в кармане ;) ) и А. Барто ( в момент покупки ничего более хорошего не нашла, на мой взгляд не лучшее издание ). Остальных (Яснова и Орлову) страстно хвалю! Читаем до сих пор, получаем удовольствие. А. Орлову хвалю отдельно, потому что она завелась у нас недавно, но она совершенно чудесная! Нежная и веселая. Мы с Костяном регулярно рассказываем Маркуну стишки из "Яблочек-пяток". 

6. Предпоследняя порция стихов.
Нужны ли комментарии? Покупать и читать! Заходер, наверняка, есть в лучшем издании, но это хорошая книга по содержанию и качеству. Одобряю. Остальные можете покупать не раздумывая. Если вы мне доверяете, конечно ;) Юнна Мориц мне особенно нравится в этом издании, жаль его больше нет. Зато есть И громко, и на ушко и Чучело-мяучело.

7. Кажется, это последние стихи в этой подборке. Просто выкладываю, что у нас есть. Да, не всё, но что поделать? Книги уже реально негде хранить :( Кстати, это книжки, которые я бы определила в категорию от года до шести лет.

 Самые любимые по убыванию: Хочу к маме, Груффало, Человеткин, Дочурка Груффало, Тимоти Скот, Если в домике тесно.
А тут такой порядок: Улитка и кит, Суперчервячок, Тюлька, Грызун с большой дороги.

8. Я вас обманула, тут ещё стихи. Надеюсь, вы любите стихи так же, как и мы с мальчишками? Ведь так? Правда? Ну тогда смотрите, что у нас ещё есть.
Все эти книжки-малышки были жутко популярны в районе Костиных двух лет. "Пропал Петя-Петушок" очередной хит, хотя это уже не стихи. Все истории рассказаны очень простым языком. Сначала я немного плевалась, но сейчас будучи уже более мудрой и старой  опытной мамой, я поняла, что текст как раз подходит для деток лет двух. Как раз тот возраст в котором Костя их и любил. Они простые для понимания и не перегружены сложными словами. В прозе это очень важно. В стихах важнее звучность.
Только что увидела такую книгу "Любимые сказки-мультфильмы", выглядит очень приятно. Наверное, можно вместо наших тоненьких купить одну такую. 

9. Внимание! Сейчас будет категоричность! 
Намешала, намешала, напутала. Но! "Лис и мышонок" это книга, которая у вас должна быть! Я вас тут обманывала про стихи! Гнусно врала, надо сказать. Стихи не главное. Главное "Лис и мышонок"! А потом уже стихи. 
Великолепные иллюстрации и супер простой текст. Любимейшая книжка моего детства, любимая книга моего старшего сына. Вам она тоже очень нужна! Поверьте! Если вы её ещё не купили, купите! 
Кротик именно этот невероятно хорош для малышей. Я не успела купить ещё две книжки, тираж закончился. Если у вас ест старшие товарищи, у которых есть этот кротик, выпрашивайте не стесняясь. Ваш малыш их полюбит. Все любят кротика. Можно купить такого. Но я бы его рекомендовала после трех. 
Очень хорошая книжка "У кого какая мама?" Коротенькие рассказы про животных и вопросы к ним. Очень удобно. Просто и по возрасту.
"Ухти-Тухти"(Б.Поттер), "Заяц-Хваста" ( ил. Рачёва ) и "Рассказы" (Ушинский) для детей ближе к трем. Они сложнее по содержанию, но тоже ещё довольно простые.

10. Просто очень хорошие книжки.
Эти книжки все очень хорошие. И мы их очень любим. Вот Костя только что подошел, показал пальцем на "Здравствуй, мама!" и сказал, что он хочет вот эту книгу почитать. Прямо сейчас. Ну вы понимаете, да? В три года он мне регулярно её приносил. Она действительно хорошая, хотя кому-то могут прийтись не по вкусу картинки. Они детские. Дают веру в себя начинающему художнику :) 
Оливия на фото только одна, но её много на самом деле. Самой великолепной я считаю "Оливия и пропавшая игрушка", но добыть мне её не удалось. Страдаем. Оливия замечательных ребенок, расскажите о ней своим детям.
"Я обещаю тебе" мне кажется сложной книгой для понимания, но там восхитительные картинки. За это её мы любили в полтора. Возможно, за это любим и сейчас. Но сейчас Костя это уже серьезная литература, а не просто красивые картинки ;)
"Про козленка, который умел считать до десяти" очередной сборник с иллюстрациями Сутеева. Сейчас его нет в наличии, но некоторые книги можно купить отдельно. В нем есть "взрослые" рассказы, а есть и детские. Например, нормальная версия "Крошки Енота", не по мультику! И истории про "Знаменитого утенка Тима". Вот из-за него книга и попадает в список литературы для детей от года от трех. Так там есть "Веселый Новый год!" А.Прейсена и история про Гном Гномыча и поросенка Изюмку.
"Под грибом" пропускаю. Все, всё знают и понимают. Взрослые люди. Так ведь? ;)
"Дядя Амос не идет работу". Это нежная и добрая история про работника зоопарка, который заболел и не пришел на работу. И звери пошли проведать его домой. Я плакала первый раз. Не щучу. Очень трогательно. А какие там воздушные картинки. Книжка порвана. Это вторая порванная книга в нашей библиотеке. Порвана из-за слишком частого использования :) Обожаем. 
"Хитрая лиса" и "Колобок" народные сказки с иллюстрациями Рачёва. Вы уже догадались, что я пристрастна? :)

11. Суровая проза. Где-то даже много букАв. 
  Можно я напишу только про "Трех поросят"? Иначе меня сейчас выгонят из дома под дождь, если я не отлипну от компа! Все пишу только про поросят. Поросята в пересказе Михалкова. Там есть Нуф-Нуф и остальные свиньи на "Н", но! Но у этой истории есть неожиданное продолжение. Продолжение по желанию можно не читать. Просто версия Михалкова мне нравится больше всего и иллюстрации Чижикова. Отличный тандем, я считаю :)
Нет, вроде забыли про меня, не выгоняют. Тогда продолжу. 
С утра до вечера в городе добрых дел у нас совсем недавно. Но мы читали много книг Ричарда Скари. Они хорошие. Выбирайте любую, не ошибетесь. 
Про слона Элмера тоже много историй. Все зависит от степени вашей жадности и любви вашего малыша к этому чудесному слону.
Очень горячо рекомендую Ослика Мафина и Ромашки в январе. "Большое и маленькое" Пивоварова тоже очень нужная книга. Мало того, что она просто прекрасная, так она ещё и картонная! Мечта любого малыша!
Так, опять на меня смотрят с укоризной. Закругляюсь!
12. Ещё чуть-чуть, самую малость.
Пока не поздно, купите все пять книг про Кастора! Нам пришлось ждать два года, чтобы докупить нижние три. И мы теперь счастливы. А то ребенок беспокоился, почему у нас только две книжки! Это очень хорошие книжки. 

Там в уголочке ещё скромно лежит книжка "Ехали машины". Хит. с полутора лет до трех точно. Книжка про то, какие машины самые нужные. Судя по иллюстрации в озоне, книгу переиздали и дополнили! Хочу!

12. И напоследок Эрик Карл. На любом языке. Все, что увидите. Это то, что я нашла на наших полках. Читайте!


Пы.Сы. Я совершенно точно что-то забыла. Например тут нет Весенней, Летней, Зимней, Осенней и Ночной книг от С. Бернер. Мне они, кажутся более удачными для детей от 3х лет. Но многим малышам нравится разглядывать картинки. Т.ч. это на ваше усмотрение. Здесь нет "Винни-Пуха и все-все-все" хотя это была самая любимая книга Костика. Но это не типично. Поэтому я не пишу её в этот список. Так же, я не внесла в этот список "Финдуса и Петсона", хотя и их мы читали между годом и тремя. Да мы много чего читали, что было совершенно не по возрасту. Но ребенок слушал и мы читали. Повиновались можно сказать.
Снова повторюсь, это мой субъективный список. Он может не подойти вам и вашему малышу. Но может что-то из этого безобразия западет вам в душу и я буду рада знать, что не зря старалась. Дополняйте список вашими книгами! Буду рада узнать что-то новенькой! 

Приятного всем чтения :)

9 комментариев:

  1. Какой богатый обзор! Спасибо, было познавательно.
    Кроме Чуковского, не всего, правда, я еще Сутеева не люблю. Не читала всего, но то, что было, в частности Снеговик-почтовик, меня угнетают советским духом. Дети без родителей, как о детдоме речь.. Сын удивлялся, что у детей нет елок дома, что они письмо деду Морозу пишут? Пришлось сделать краткий экскурс в эпоху.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что понравился.
      Разделяю Ваши чувства насчет Сутеева. Мне нравятся его иллюстрации, но далеко не все сказки. Кстати, про Снеговика у нас книжки и нет ;)

      Удалить
  2. Ого сколько книг и сколько того, что мы очень любим. Анечка, как приятно тебя читать :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша! Думаю я тебя ничем не удивила :)

      Удалить
  3. Спасибо. Заказала почти все или отложила до распрадажи).
    Отличный обзор!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! Отличная подборка книг! А Анну Меллер не продаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, приятно, что вам понравилась. Я ничего пока не продаю и не думаю, что когда-либо буду ;) У меня двое детей и кто знает, может это только пока ;)

      Удалить
  5. Отличная подборка книг! Мы уже вовсю читаем Чуковского, Сутеева а нам только 1,9г.

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)