понедельник, 28 февраля 2011 г.

Адекватны ли вы?

В очередной раз засунула свой нос туда, куда меня не просили.
Имела неосторожность сказать, что негоже доброй феи смеяться над котенком которому к хвосту банки привязали...
Тут же пришли рыцари в блестящих доспехах и затыкали меня пиками. Велели мне убогой заткнутся, иначе поговорят с моей мамой.

Вот честное слово: постараюсь больше не указывать людям на поступки не соответствующие их светлому образу.

Хотя на самом деле, я изначально просто высказала мнение свое, не более... это уже потом, я имела неосторожность сказать, что не гоже таким хорошим людям смеяться над такими шутками...
Ситуация вкратце:
Знакомая, назовем её К, выложила в социальной сети видео, где котику на голову одели игрушку-рукавичку динозавра. Кота посадили на стол и стали орать. Кот мотает готовой и пытается избавиться от "головного убора". Всем весело и смешно. Мне нет. Мне мама в детстве объяснила, что нельзя мучать животных... что для животного такие шутки стресс. Да о чем там говорить, для кошки стресс мытье в ванной (есть конечно и исключения), но в общем - мыть домашнюю кошку без острой необходимости тоже не следует... это моё мнение. Вы можете быть несогласны со мной - ради Бога!
И вот из-за того, что я прокомментировала это видео словами "по-моему, это жестокое обращение с животными..." я узнала о том, что я неадекватна, агрессивна и желаю всем зла... Вот так-то. Получается, если я не разделяю чье-то чувство юмора, то всё - я неадекватная. Такие вот чудеса.
И я подумала, а кто вообще смеет себя назвать адекватным? Мне показалось, что понятие "адекватность" аналогична понятию "норма" т.е. относительна...
Итак, попробуем разобраться в терминах.
Адекватность - соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей.
Адекватность в поведении - умение предвидеть действия других участников этой среды и делать свои действия понятными и удобными для других.
Быть адекватным - это быть таким, каким требуется.
Следовательно, адекватное поведение: броситься спасать утопающего. Неадекватное: броситься снимать на видео, как тонет человек.

Социальная адекватность - умение быть адекватным в обществе, знание и усвоенность социальных шаблонов. Ключевая формулировка социальной адекватности: "как люди".
Т.е. если ты молча смотришь в театре спектакль - ты социально адекватен. Если ты громко комментируешь происходящие на сцене - нет.

Элементарные проявления социальной адекватности

Соблюдение элементарных правил приличия, принятых в обществе.

Умение не обижаться, реагировать конструктивно и по-доброму.
Человек ляпнул глупость, сам понял, что не прав, извинился - но я на него теперь обижен. И ничего с этим делать не хочу.
Умение слушать собеседника, находить правду в его словах.
Пойми, я не это имела в виду! - Ну да конечно, рассказывай. Мне лучше знать.

Личностная адекватность - личностные особенности, способствующие общей и социальной адекватности.

Например, вы звоните в службу техподдержки вашего интернет провайдера. Сами в "компьютерных" вопросах не разбираетесь. Специалист начинает вам задавать наводящие вопросы, чтобы выяснить вашу проблему, употребляя профессиональный жаргон, термины... Это говорит об отсутствии личностной адекватности у вашего собеседника.

В личностную адекватность обычно включают следующее:
  • обращенность к собеседнику, внимательность, эмоциональная стабильность, в целом - умение слышать,
Погруженность в себя, отвлекаемость, эмоциональные всплески, неспособность повторить сказанное собеседником - проявления личностной неадекватности.
  • умение соответствовать ожиданиях конкретных людей,
  • умение подстраиваться под ожидания именно тех людей, которые сейчас рядом с тобой. 
Итак, делаем вывод: адекватных или неадекватных людей нет. Существует адекватное или неадекватное поведение, реакция.

Конкретно в моём случае, моя реакция на видео оказалась неадекватной относительно тех, кто его выложил. Потому что они рассчитывали повеселить людей т.к. лично им это казалось смешным. Я же не оправдала их ожидания и расценила это как жестокое обращение. Но! Я сделала акцент на том, что это моё мнение и... в дальнейшем люди отреагировали неадекватно на мой комментарий! Значит, в дискуссии участвовало четыре неадекватно реагирующих человека!
Но в тот, момент когда я осознала свою неправоту (относительно одного из комментариев), признала её и сказала, что ничего плохого не имела ввиду мой собеседник проявил социальную неадекватность заявив, что ему лучше знать: кто я, что я и что я имела ввиду...
В общем, теперь я совершенно точно знаю, что не всегда адекватно реагирую на ситуации, даже когда мне кажется, что это не так...
Интересно то, что мы часто даже не подозреваем о своем неадекватном поведении. Но самым смешным мне кажется, когда человек проявляет неадекватность при этом обвиняет в этом же другого...
Господи, как люди странные... особенно я.
А вы всегда реагируете адекватно? :)

P.S. Опреденения и основная информация позаимствованны тут.

    4 комментария:

    1. Аnna, ты логична и адекватна. Разложила всё по полочкам. Так держать!

      ОтветитьУдалить
    2. Насколько я поняла, адекватность-это соответствие того, что есть тому, что должно быть.
      То, что должно быть-соответствует природному порядку вещей.
      Она зависит от установок полученных в детстве и прямо пропорциональна умственным (интеллектуальным) способностям, то есть насколько много, часто и качественно мы думаем.
      Следовательно, она бывает разной.
      Я считаю, что твоя реакция на видео была адекватной, потому что увиденное тобой не соответствовало тому, как должно быть, в твоём понимании.
      Мне кажется, ты просто оказалась не в той социальной группе, поэтому и посчитали твоё поведение неадекватным.
      В моей жизни было немало случаев, когда мою реакцию считали неадекватной.
      Я прочитала, что заметить неадекватность своего поведения-непросто.
      И если это происходит, то понимание, что мы стали чуточку умнее, чем раньше-одно из самых приятных моментов в жизни.

      ОтветитьУдалить
    3. я каждый день получаю уроки и становлюсь чуточку умнее ( надеюсь :))) и это - здорово!

      ОтветитьУдалить

    Буду рада вашим комментариям :)