среда, 4 мая 2011 г.

Школьный психолог.

Вчера у нас с подругой состоялся примерно такой диалог:
П: Ты, когда с Костей в детский сад работать пойдешь, хочешь воспитательницей в его группе или в другой?
Я: Вообще-то, я хочу пойти по специальности, психологом или помощником психолога...
П: Ты только не обижайся, а зачем в детском саду психолог? Я вот ни разу не видела, чтобы психолог хоть однажды разговаривал с детьми или родителями... 
Я: А в школе? Школьный психолог знаешь зачем?
П: Нет. Я помню, у нас был психолог в девятом классе. Она один год вела психологию и говорила, что к ней можно прийти... но я даже не знаю, где она сидела.
Я: Ну да... или приходят, проводят тест, уходят и больше не появляются...
П: Ага...

"Большая перемена"
© 2003 Repiov Sergey
Когда я училась в третьем классе к нам приходил на урок психолог. Это был высокий улыбающийся усатый дядя в черном костюме и белой рубашке c вишневым галстуком в косую белую полоску... Он провел с нами два теста: психогеометрический тест  С.Деллингер и  "Несуществующее животное". Тест Деллингер заключается в выборе одной из пять представленных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник или зигзаг. Этот тест нам интерпретировали сразу. Психолог сказал выбрать понравившуюся фигуру, но никому не говорить какую. Мы выбрали и он объяснил, что обозначает наш выбор. А напоследок сказал, что этот тест часто применяют при устройстве на работу и работодатели предпочитают брать тех, кто выбирает круг... Мне было 9 лет. Я помню об этой рекомендации до сих пор...
Про наших животных он рассказал позже, но уже не нам, а родителям... На сколько знаю, разговаривал со всеми отдельно. Хотя могу и ошибаться.
Потом он пропал, а через год пришел на постоянную работу в школу. Это был удивительный год. И очень удивительным для нас казался и сам психолог. Многие говорили, что он странный... Да, на фоне учителей он был очень чудным. С нами, пятиклассниками, да и со всеми детьми он разговаривал на "Вы". Если кто-то из малышей к нему обращался он наклонялся или приседал на корточки. Я думала, что он плохо слышит... Сейчас я понимаю, почему он так делал. Как звали этого "волшебного" мужчину я, к сожалению, не помню.

Помню лишь то, что он всегда ходил в том черном костюме, белой рубашке и вишневом галстуке в белую косую полоску (наверное у него было много одинаковых галстуков).
Так получилось, что с нашим классом он работал часто, заменяя того или иного учителя. И нам это нравилось. Если он проводил  какие-то тесты то мы вместе с ним "считали" результаты или же он приходил и рассказывал позже... И каждый раз он повторял: "Когда подсчитаете, никому не показывайте и не говорите что у вас получилось! Я буду рассказывать, какой результат, что значит, а вы внимательно слушайте".
Ещё помню, как он дал задание нарисовать свой мир. Я до глубины души удивлена, когда поняла на сколько по разному все поняли задание... Для меня мир - это была планета! Я рисовала очень масштабно! А для кого-то мир - это зеленая лужайка, мама, папа и собака...
Однажды он организовал для старшеклассников ролевую игру "Суд". Это было очень интересно. Были распределены роли, а исход игры никому до конца не был известен... Всё, как в жизни...
Это был удивительный год и удивительный школьный психолог. Больше таких я не встречала... Не знаю, на сколько он был хорошим специалистом, но с нами он работал и дети ему явно были интересны...
Может именно тогда впервые в моей голове возникла мысль пойти учится на психолога... но я быстро прогнала эту мысль и продолжила мечтать о карьере дизайнера...
В школьные годы, мне довелось встретить ещё пару школьных психологов. Они пару раз приходили, проводили тесты и исчезали... Где был их кабинет, я не знаю. И мне не было интересно...

13 комментариев:

  1. Off-topic: а почему круг? Я вот только что нашел описание этого теста и ниже расшифровка для круга. Зачем работадателям такие люди? Я б лучше квадрат выбрал, он хотя бы работать будет.



    Для окружности характерна прежде всего заинтересованность в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для окружности-это люди, их благополучие. Вы самый доброжелательный из 5-и форм. Вы-самые лучшие коммуникаторы и дипломаты, так как умеете выслушать собеседника. Вы чувствительны, способны сопереживать, обладаете эмпатией, эмоционально отзываетесь на переживания другого человека. Естественно, что люди к Вам тянутся, и Вы читаете их в одну минуту, способны распознать притврощика, обманщика. Но Вы слабые менеджеры, хоть и популярны на работе, так как направлены скорее на людей, чем на реализацию дела. Вы можете избегать занять твердую позицию, даже если это необходимо, Вам сложно принять непопулярные решения, так как мир для Вам превыше всего. В конфликте Вы уступаете первым, и вообще не любите конфликты. Вы проявите твердость лишь если дело коснется морали и нарушения нравственности. О том же в чьих руках власть Вы не слишком то беспокоитесь. У Вас сильна интуиция. Вы хороший психолог, так как стремитесь найти общее даже в противоположностях. Однако Вам не хватает "левополушарных", логических и организационных навыков. Мышление Ваше более образное и интегративное, чем аналитическое.

    ОтветитьУдалить
  2. Я могу предположить, потому что "круги" доброжелательные и неконфликтные. Во всяком случае стремятся избегать конфликты. Они хорошие подчиненные, исполнители.
    Видимо в 95/96 году требовались именно такие люди...

    ОтветитьУдалить
  3. Я нашего психолога не видела ни разу. может его и не было, а может...

    ОтветитьУдалить
  4. а я чудовище не нарисовала, а срисовала с тетрадки-с ластами, шипами и клыки дорисовала..может еще и рога были
    короче, знала б интерепретацию-нарисовала б сама.а так мега агрессивная девочка получилась

    ОтветитьУдалить
  5. Анна, а мне вот как-то повезло с учителем психологии в школе, чудесная была женщина, неравнодушная и открывающая много нового. А какие были превосходные фанаты своего дела в университете. Мы ведь как педагоги проходили психологию 3 года - любимые пары были, в отличии от методики и педагогики) А из вас, я уверена, будет отличный психолог для детсадовских дошколят)

    ОтветитьУдалить
  6. Мария, к сожалению, про школьных психологов так в большинстве случаев и вспоминают "а был ли мальчик" (с)...
    Мой дорогой аноним, то что ты срисовала рисунок тоже кое что говорит :)))) И это ты тоже знаешь :)))
    Ksu, в институте я на преподавательский состав тоже пожаловаться не могу. Практически все преподаватели параллельно ведут практику. Что, на мой взгляд, для педагога бесценно!
    На самом деле, на лекциях интереснее всего слушать о практике, а не о теории...
    Эх, скучаю я по институту, скучаю...

    ОтветитьУдалить
  7. А когда я училась (о как наверное это было давно...) Про Психологию даже и не говорили...
    Психолога вживую, так сказать, увидела только во взрослой жизни!

    А сейчас, благодарна тем людям, которые познакомили меня с Психологией, как наукой самолечения, Позивного мышления. А как Психология помогает в межличностных отношениях, вообще и говорить не стоит...

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, Анна, интересная тема.

    Помню, наш школьный психолог классе в девятом активно поднимала на уроках с нами вопросы сексуального характера. Помню, что мы ужасно стеснялись, помалкивали, хотя и слушали, раскрыв рты.

    А еще помню, как перестала ходить на уроки по психологии в универе с тех самых пор, как услышала от преподавательницы, что встречаться с мальчиками из педагогического, на её взгляд, глупее не придумаешь, в том смысле, что они по жизни неудачники и немужественные от природы. А у меня папа в то время как раз работал учителем в школе, и образование у него было именно педагогическое. И так как папу своего я всегда обожала, то её, разумеется, сиюминутно и навсегда за такие слова возненавидела. Вот какие бывают нерадивые психологи:)

    ОтветитьУдалить
  9. О! Да, Ирина, о психологии в нашей стране вслух заговорили не так давно... Но, к сожалению, специалистов хороших в этой сфере так же мало, как в остальных... Каждый третий не имея никакого психологического образования, прочитав пару книг из серии "популярная психология", может себе позволить вести тренинги, давать советы и обещать, что научит, как жить правильно... Эта тенденция меня пугает. Хотя с другой стороны, многие люди стали задумывать о своих поступках, о своей жизни и это уже хорошо.

    Мария, каждый раз, когда слышу что-то подобное про психологов, которые говорят всякие глупости, вспоминаю нашего преподавателя Зайцеву В.В.:"Психологи тоже люди и это совершенно нормально!"
    Высказывание вашего университетского психолога, ни что иное, как её личное заблуждение, которое не имеет ни малейшего отношения к её работе :D Хотя, как о специалисте такое высказывание тоже многое говорит ;)

    ОтветитьУдалить
  10. Анна, да, вы правы, слушать на лекции про практику, случаи из жизни, применять на себе -гораздо интереснее. У меня еще близкая подруга закончила психфак, и вот глядя на нее я в первый раз задумалась, что это одновременно и увлекательное, и трудное дело. Начинаешь понимать слишком много в себе и замечать слишком много в окружающих. Ей очень тяжело было, как в анекдоте - там где надо разбить тарелку, выплеснув негатив, психолог скажет: "хочешь поговорить об этом".
    А по институту и я скучаю. Самые яркие дни были именно в нем, а не в школе, и я туда буквально летела)

    ОтветитьУдалить
  11. Забавно, а мне наоборот стало легче, когда пришло понимание... Мы все такие разные.
    Папа всегда говорил, чтобы решить задачку по физике, нужно понимать процессы, тогда будет легко... Видимо оттуда всё и пошло. Я понимаю и мне становится легко!
    Хотя изредка бывают такие ситуации, когда наорать хочется, ан нет, понимаешь, почему так человек делает и не орешь.... :)))

    ОтветитьУдалить
  12. Аня, повезло тебе с детским психологом в школе! Вообще, работать с детьми - огромный дар от Бога нужно иметь. Думаю, у тебя все получится :)

    У нас в старших классах был предмет "Этика и психология семейной жизни", так даже штатного психолога не было, вели все преподаватели подряд, в качестве факультативной нагрузки. Еще, перед выпускными, нас возили в центр социальной ориентации на тестирование. Такая чушь! Стандартные тесты обрабатывал компьютер и выдавал вердикт - технарь ты или гуманитарий. Вот и все "ориентирование"...

    ОтветитьУдалить
  13. Марианна, это ужасно. Вот ужасно и всё тут. Поэтому у большинства отношение к психологам и психологии такое... ммм... небрежно-недоверчивое.

    У нас в одиннадцатом классе, почти так же профориентация прошла. Одна из предложенных профессии - балерина. И ничего, что я балетом никогда не занималась.

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)