вторник, 19 июля 2011 г.

Религия и дети.

Недавно моя подруга крестила полугодовалую дочь. Крестила со своими родителями, но без мужа. Я поинтересовалась, почему без папы ( хотя нас с братом тоже крестили в отсутствии нашего папы, но об этом чуть позже). Она ответила, что папа их сам не крещен, атеист и ему глубоко всё равно на этот ритуал.
Меня это очень удивило, в силу того, что была уверенна, что родители должны быть крещенными оба и в одной вере. Потом поразмыслила, и поняла, что ведь есть же семьи в которых родители придерживаются разных религии. И ребенок выбирает себе одну из них. Хотя умом понимаю, что это так сейчас... а раньше, если люди создавали семью, то они, как раз, должны были придерживаться одной веры. Кто-то уступал и менял вероисповедание, ради любви и желания быть с близким родным человеком.
Так было раньше. Но хотелось написать даже не об этом, а о религии и детях.
Меня вот какой вопрос волнует: вправе ли мы навязывать детям СВОЮ веру? Правильно ли крестить ребенка, до того возраста, когда с ребенком не то, что о религии поговорить нельзя, даже понимания происходящего нет.
Почему я об этом говорю? У меня растет сын. Он не крещен. Кто-то скажет, мол как же так, ребенок без ангела-хранителя? Я отвечу - его охраняю я. И ещё, на сколько я понимаю, крещение - это не "присвоение" ангела хранителя, а "вхождение" в веру. Перерождение, очищение от грехов. Возможно, я заблуждаюсь...
Мне, кажется, дети должны понимать, что с ними происходит. Решение не крестить ребенка лет до 3-4 я приняла где-то в 20 лет на работе во время обеда.

Мы обедали и Таня, мама 6летнего сына, рассказала интересный случай из жизни, который её саму поразил до глубины души.
Они всей семьей гуляли на Поклонной горе и проходили мимо синагоги. У мамы с сыном произошел примерно такой диалог:
-Мама, а что это?
-Это синагога.
-А что такое синагога?
-Ну это место, где евреи молятся Богу.
-А кто такие евреи и Бог?
-Ты не знаешь, кто такой Бог?
-Нет.
-А церковь что такое знаешь?
-Нет.
Мама была шокирована. Её сыну уже шесть лет, а он ничего не знает о церкви и Боге. При этом её сын крещен, как и положено, до года.

Я не хочу этим сказать, что так у всех. Нет, конечно. Просто, на мой взгляд, эта история явный пример того, как люди делают что-то для галочки. Выполнили и забыли. Покрестили ребенка и потом в церковь годами не то, что не ходят, они даже не вспоминают о ней.
Ещё один момент, почему я считаю, что дети должны дорасти до понимания, это мой личный опыт крещения. Одно из самых страшных воспоминаний детства.
Нас долго не могли покрестить. Сначала было важно, чтобы все присутствовали, потом было важно крестить в старообрядческой церкви.

Моя семья со стороны мамы придерживалась старообрядческой веры, я как-то писала об этом. Если интересно можно прочитать вот тут.

А в старообрядческой нас крестить не хотели, потому что папа наш был крещен в православии. Не знаю, как для мамы, но для бабушки это был принципиально важный вопрос.
В общем, всё состоялось, когда мне было почти четыре, а брату семь лет. Если, сказать, что я не знала ничего о Боге, церкви и т.д. это будет не правдой. Нам мама рассказывала, бабушка, дедушка. Бабушка же молилась каждый вечер перед сном. И я с ней за компанию (потому, что делала я это только будучи у неё в гостях). Общие представления у меня были.
И вот нас в срочном порядке, перед отъездом домой, повезли крестить. Перед входом в церковь, моя крестная ещё раз показала как правильно держать пальцы (в старообрядчестве двуперстие), как креститься. Объяснила, что девочкам и женщинам нужно покрывать голову платком... и всё это перед входом. Сейчас вспоминаю и складывается впечатление, что я впервые тогда посещала церковь. Хотя, скорее всего, это и не так.

Был солнечный теплый день. Сама церковь была очень красивая, как внутри так и снаружи. Всё было в золоте. Мы отстояли службу. Потом всем дали испить вина и откусить кусочек просфоры. А после службы, начали крещение. Большинство прихожан осталось посмотреть. Сначала крестили малыша. Он громко кричал и все причитали, мол как громко кричит...
Потом крестили брата. Он сам трижды опустился с головой в огромный чан с водой. Тут уже был шепот восхищения... я всё ещё не понимала, что ждет меня.
И вот подошла моя очередь. Меня раздели и... попытались окунуть в чан с ледяной водой. Я испугалась. Но ещё больше меня напугало то, что окунуть меня попытались с головой. На помощь пришла бабушка и мама, так как служитель сам справиться не мог. Как сейчас помню мысли в своей голове: "Меня хотят утопить!" Я только выныривала, как три человека, снова меня погружали в воду... это казалось вечностью. Когда меня таки вытащили, я вся тряслась, дрожала и мне было плохо физически и морально. Мама меня успокаивала, обтирала полотенцем и говорила что всё хорошо. Я слышала, как все охали-ойкали, что мол взрослая девочка, а перекричала малыша... Мне было плохо ещё и от этих осуждений.
Вроде, мне всё объясняли, но легче от этого мне не было.
На сколько я знаю, сейчас в православии детей не окунают, а поливают святой водой. Поэтому вряд ли кто-то испытал что-то подобное...
Объединив Танину историю и свой опыт, я пришла к тому, что ребенку нужно понимание происходящего ритуала. Как галочка он бессмыслен, на мой взгляд. Ещё, раз оговорю, это мое мнение и я вовсе не считаю, что все кто крестит своих малышей, делает это для галочки. Даже взяв мой пример, если бы меня покрестили до года, то к трем годам я уже знала о существовании Бога и церкви. Т.е. такой ситуации, как у моей коллеги с сыном у нас бы не было.
И вот, ещё вопрос: говорили вы с ребенком о религии? Если говорили, то только ли о своей или о всех по чуть-чуть...

Многие ли родители дают право выбора ребенку в вере? Или передают свою по наследству? Мне бы хотелось дать право выбора. Посмотреть на веру уходя за границы церкви.
Несколько лет назад я прочитала книгу "Здравствуйте, мистер Бог, это Анна"  автор Финн. Книга о шестилетней девочке и её отношении к Богу. Её рассуждения мне очень близки. Её позиция однозначна: Бог везде. И нет смыла ходить в церковь, если ты веришь. Нет смысла в специальных обращениях (молитвах), он услышит тебя и так. Нет смысла в специальных одеждах, он видит тебя и голым. Просто нужно вести себя достойно, но специальных особых ритуалов для обращения и общения с Богом не нужно. Я очень упрощаю написанное в книги, если кому-то интересно, прочитайте. Она стоит того.
Может быть именно её я использую, когда-нибудь, чтобы поговорить с ребенком о вере...

16 комментариев:

  1. Серьезная тема, Аня. В последнее в ремя мне она очень близка. Мой муж уверовал около месяца назад. Причем серьезно и не для галочки. Бросил курить, чего не мог сделать даже для меня и наших детей, хотя и обещал мне это 6 лет. Когда хотел закурить, просто выходил на крыльцо и просил у Господа сил воздержаться и помогало. Он не вступил в секту, а просто этому предшествовала чреда событий, которая подтолкнула его к Библии, и он просто начал читать. И теперь не понятно, зачем церковь, иконы, обряды, когда Бог везде и рядом. А детей и мы окрестили для галочки, - родственники мужа все настаивали, а мы и не сопротивлялись. Я думаю, что ребенок осознанно должен сделать свой выбор. А то, что ты рассказала о своем крещении, говорит о том, что это тоже было для кого-то, а не для тебя. Придти к Богу через страх - не самый лучший способ

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошо, когда человек приходит к своей вере. Это многим помогает. И когда это помогает, это хорошо. А когда это насит какой-то фанатичный налет - плохо. И самое важное, наверное, прийти к вере самому. Т.ч. за твоего Лешу можно только порадоваться :)
    Что касается моего крещения. Галь, не знаю для кого-то или для нас это делалось. Но почему-то я не воспринимаю это как приход к Богу. Да и пришла ли я к нему через крещение? Не думаю... Всё равно все с взрослением стало переосмысливаться.
    Для меня это тогда вопринималось: так надо. Ни более, ни менее.

    ОтветитьУдалить
  3. Анна, я тоже придерживаюсь такой же позиции. Дочке 2.5 года, она не крещенная. До года не крестила, потому что хотела понимания, сейчас не крещу - не хочу стрессов и испугов, как у вас. Считаю, что это таинство должно стать осознанным для ребенка, он должен понимать, куда идеть

    ОтветитьУдалить
  4. "...Её позиция однозначна: Бог везде. И нет смыла ходить в церковь, если ты веришь. Нет смысла в специальных обращениях (молитвах), он услышит тебя и так. Нет смысла в специальных одеждах, он видит тебя и голым. Просто нужно вести себя достойно, но специальных особых ритуалов для обращения и общения с Богом не нужно. Я очень упрощаю написанное в книги, если кому-то интересно, прочитайте. Она стоит того..."
    Тоже согласна полностью. Но как вы указываете, ребенок должен прийти к вере сам... но в 3-4 года он не примет такого решения, даже больше скажу что вы напугаете ребенка этим, даже в 10 лет он будет воспринимать это как игру. Поэтому либо не крестить ребенка вообще отложить до тех пор пока он сам не поднимет этот вопрос, либо крестить в раннем возрасте, пока это не нанесет душевной травмы на его подсознание и пока душа ребенка "чистая". Просто не зря же допустим новорожденных мальчиков заносят за пределы алтаря, а повзрослевших уже только доводят до, уже грешными считают.
    Можно просто верить, но я не могу понять тех кто на этом "повернут", порой даже страшно. через неделю после крещения дочери, нужно было прийти на причастие. Это было воскресение, шла служба. Я когда зашла в церковь- было желание развернуться и уйти. Куча народу стояло, которые пели что то про святой источник, одна фраза, которую повторили раз 70 наверно, у всех на груди на протяжении всего времени руки скрещены были, люди как будто прозомбированные, даже страшно. Вера нужна человеку, но я считаю не в таком виде. И ребенок должен верить, приучать его с детства понемногу, но не насиловать религией. Ребенок должен как бы чувствовать что ему могут помочь свыше, в каких то случаях ему будет не так страшно, логически можно будет понять про жизнь, про смерть. Веря в Бога тем самым он будет обретать веру в себя самого. Я никого не агитирую, просто свое мнение высказываю) Крещеная, верю, но не ярый фанат.

    ОтветитьУдалить
  5. Мы с мужем некрещеные, а муж вообще атеист. А вот сын в Бога верит. Безоговорочно. Он с удовольствием принимает версию "Большого взрыва", но вот после него распределение тектонических плит и количество воздуха в атмосфере создал и развел руками, уж извините, Бог. Его нервно поколачивает от удовольствия нахождения в храмах, он истово крестится и готов делать все, что делают верующие... ровно в момент нахождения в церкви. В другое время об обрядах не вспоминает. При всем при этом он не крещен - с родителями-атеистами это невозможно. Если он и выберет крещение во взрослом возрасте, то это будет его собственный выбор. А мы как семья (которая, кстати, должна просвещать в этой области) ничего дать ему не в состоянии. Ну разве что в церковь сводить, когда попросит, и купить книги православные, которые попросит...

    И - да, бесит, когда посторонние люди так восклицают "Как это он не крещен?!", как будто прокаженного встретили.

    ОтветитьУдалить
  6. Natal, очень интересно. Скажите пожалуйста, а кто говорил с сыном о вере? Вы не знаете, как он пришел к ней?
    Кстати, прочитала, что уже после 14 лет он сам без согласия родителей может пройти обряд крещения.

    ОтветитьУдалить
  7. Дорогой, аноним!
    "Но как вы указываете, ребенок должен прийти к вере сам... но в 3-4 года он не примет такого решения, даже больше скажу что вы напугаете ребенка этим" - собственно об этом и повествует моя история.
    Не знаю, как Ваша дочь перенесла крещение и не знаю, как оно проходило: омыванием или полным погружением. Это тоже играет важную роль.
    Если бы на меня в три года полили немного холодной воды, меня бы это не впечатлило, не напугало.
    Всех моих знакомых омывали или обрызгивали водой и только меня окунали полностью. Ни на кого из них особого впечатление крещение не произвело. Т.ч. тут немаловажен вопрос, как проходит ритуал.
    Про подсознание и маленького ребенка - не соглашусь. Опять-таки, если речь идет о полном погружении - на подсознание маленького ребенка это может очень повлиять (не каждый взрослый спокойно перенесет насильное погружение с головой в ледяную воду), а вот на сознание - нет. Т.е. внешне Вы этого отследить так просто не сможете.
    И ещё, мальчиков после крещения (во всяком случае моего брата, а ему было уже 7 лет) заводят за пределы алтаря. Крещение - это очищение от грехов.
    Очень согласна с Вами на счет "не насиловать религией".
    Вообще, вопрос очень тонкий и спрорный. Я совсем не знаток в этом.
    Меня больше интересовало, как говорить с детьми о Боге...
    Кстати, интересная статья про обряд крещения: http://www.best-mother.ru/mother/Eto_vazhno_znat/404 - там есть про крещение новорожденных очень интересное мнение.

    ОтветитьУдалить
  8. Интересный вопрос. Я не помню, как меня крестили, было это в глубоком детстве, тогда еще полулегально (в СССР это не поощрялось). В 23 года сознательно перешла в другую веру, и сейчас у меня нет сомнений, что буду приобщать своих будущих детей к религии с самого их рождения, выполнять необходимые ритуалы и т.п. - потом, конечно, никто не сможет взрослому человеку помешать сформировать собственный взгляд на религию, но за несознательного ребенка в ответе родители, и поступают они так, как считают нужным по своим убеждениям.

    ОтветитьУдалить
  9. однажды мне попался церковный вестник "живая вода". там как раз была статья "Крестить или не крестить?", автор Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия.
    статья показалась мне очень интересной. я сама крещеная в раннем детстве, хотя и не причисляю себя к какой-нибудь определенной религии, верю в то, что Бог един. своих детей крестить не собираюсь, хотя предполагаю, что могут возникнуть разногласия с мамой, которая, возможно, и захочет крестить "для галочки". Так вот статью я сохранила, удалось найти и в интернете. Вот, кому интересно: http://rusk.ru/st.php?idar=24002

    ОтветитьУдалить
  10. Евгения, спасибо огромное за статью. Было очень интересно почитать.

    "Сегодня мы живем в других условиях и сталкиваемся с проблемами, неизвестными и непонятными для древней Церкви: массовой практикой крещения детей неверующих родителей и наличием 85 % крещеных, но невоцерковленных граждан нашей страны."
    Вот это больше всего меня и смущает.

    А, вообще, наверное так и должно быть, если семья религиозная, то крестить, а если просто "крещеные", то не стоит.

    ОтветитьУдалить
  11. Марика, вот для людей верующих (не важно, какой веры) и соблюдающих обряды, конечно подобного вопроса быть не может: крестить или не крестить?
    Дети принимают веру вместе с вами, они ею живут.

    Понимаю, что если бы я была глубоковерующим человеком, то тоже не задавалась вопросом: как расказать о вере, религии, Боге? Вера бы просто переплелась с нашей жизнью...
    Почитав ваши комментарии, я кажется, нашла ответ для себя.

    ОтветитьУдалить
  12. Анна, а мне глубоко жаль, что меня не покрестили в детстве, что вера не переплеталась с жизнью семьи... И теперь и мне самой и моим детям приходится проходить долгий путь к вере, так как считаю ее важным фундаментом благполучной жизни и духовного развития. Покрестила всех троих детей, так как не сделав этого, считаю не имеет смысла даже заводить разговор о Боге. Обряд считаю ступенькой на пути к Богу для себя самой, а за собой веду детей.Может в каком-то поколении в будущем жизнь и вера переплетутся во едино?!..

    ОтветитьУдалить
  13. Возможно, Светлана, переплетутся. Во всяком случае у тех, кто этого захочет. Всё в ваших руках :)
    Чесно говоря, вы первая, кто говорит мне, что сажалет о том, что его не окрестили в детстве. Обычно наоборот...
    Обидно, что часто наши родители ошибаютя в своих решениях. И мы теперь тоже в чем-то ошибемся..

    ОтветитьУдалить
  14. Если ваши знакомые сожалеют о крещении в детстве, то значит вера им не нужна. Вот и претензии о навязывании... Крестить для галочки не нужно, только если вам самим есть что передать рассказать, если вы хотите пустить православный образ жизни в свою семью, тогда это очень нужно, иначе это просто цирк, очередное представление. Любой священик вам скажет, что крещение само по себе ничего не значит, после него начинается работа души. А маленьких детей крестят во младенчестве, так как по проваславной традиции без этого ритуала душа не может попасть в рай. И раньше это торопились сделать как можно раньше, так детская смертность была намного выше чем сейчас.
    В этом году крестила третьего сына, и с нами было много другх детей, и мальчик лет 3-4 наотрез отказался это делать...Испугался...

    ОтветитьУдалить
  15. Когда мы ходили на подготовительные беседы, то священнослужитель нам прямым текстом сказал, что крещение именно и есть ни что иное, как приобретение ангела-хранителя!

    ОтветитьУдалить
  16. jaroslavna, мне кажется, что это человеческий фактор. Я читала иное. "Присваивается" святой ребенку при крещении, это да. Но основное всё же перерождение и очищение от грехов.
    Почему Вам так сказали? Может проще, чтоб было понятней... может человек, сам этот ритуал так трактует.
    Взять к примеру врачей. Сколько врачей одной специальности, столько и мнений. Каждый имеет свой взгляд и свое понимание, как лечить одно и то же заболевание...

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)