Сегодня Всемирный (он же Международный) день учителя. Если бы, не одно но (или много но), то это был бы и мой праздник.
Я никогда не мечтала стать учительницей. Это в мои планы совершенно не входило. Но так получилось, что в интересующий меня ВУЗ на бюджет я не прошла. На платное денег не было. Оставалось только идти работать, а на следующий год снова пробовать поступить... Правда я сделала отчаянную попытку пройтись по колледжам со своими результатами со специальностями смежными с психологией. Где-то набор был окончен, куда-то невозможно было дозвониться, а какой-то я просто не нашла... в общем, я совершенно смирилась с тем, что один год я пропускаю на работу.
Как-то утром меня будит мама: "Анечка, собирайся, я дозвонилась в колледж! Тебя берут!" Оказывается, моя мама не теряла надежду и по-прежнему периодически названивала туда, где не брали трубку. И дозвонилась. Поговорила от моего имени и ей сказали привозить документы.
Я совершенно счастливая собралась в дорогу. Ехать до колледжа было в сумме два часа. Но меня это не смущало. Ведь я буду учиться!
Брали меня на факультет "Педагог начальных классов. Психолог". Практически предел мечтаний. Ведь по окончании колледжа я могла поступить сразу на третий курс ВУЗа!
Моя радость поубавилась, когда наступил учебный год. Было очень интересно. Масса интересных предметов. Столько нового. Я была в восторге. Особенно от таких предметов как: психодиагностика, возрастная психология, общая психология, детская психофизиология...
Нам рассказывали, рассказывали... что-то от туда я ещё помню, что-то забылось. Надо сказать, что почти все, кто учились попали сюда из-за возможности в дальнейшем поступить в ВУЗ. Своего рода это была трехлетняя подготовка. Бесплатная. Кто-то хотел дальше на психфак, кто-то собирался продолжить обучение в педагогическом. И вот тут начинается самое интересное. Девочки, которые собирались стать учителями, совершенно серьезно не понимали зачем им столько психологии. Когда я услышала, как наша староста спросила у педагога по детской психофизиологии: "А зачем это нам? Мы же учителя! Мы считать и писать учим! Мы ж не психологи." Я думала мои глаза из орбит повылезают от удивления. Только в этот момент я осознала масштабы катастрофы. Все, кому интересна психология не собираются работать даже в школе. Те, кому не интересна, буду учить наших детей...
Нам так много рассказывали про выдающихся учителей города Москвы и не только. Мне очень стыдно признать, что фамилии их я уже не помню, а тетрадки, где они записаны хранятся у мамы. Но я помню лишь одно, эти учителя были потрясающими психологами, детскими психологами. Очень внимательными и чуткими. Из уста в уста передавались случаи из их жизни, о том, как они общались с детьми и каким счастьем было для детей общаться с ними.
Очень запомнилась история про учительницу начальных классов, которая преподавала в одной из московских школ. Она выпускала почти полный класс отличников. Детей с тройками у неё вообще не было. Все кто слышали о ней стремились отдать в её класс ребенка.
Вот только представьте: 30 учеников и все отличники и хорошисты. Ведь это что-то феноменальное! Методика у неё была довольно простая. Она рассказывала материал, тут же спрашивала детей, которые легко и быстро усваивают информацию. Они рассказывали уже своими словами. Потом она опрашивала, тех, кому нужно побольше времени и в последнюю очередь тех детей, которые были самыми слабыми. К тому моменту. когда до "слабеньких" доходила очередь, они слышали материал уже три раза: один раз от учителя и два от одноклассников. В результате все получали хорошие отметки.
Возникает вопрос: если методика обучения столь проста, почему её до сих пор не используют? Все просто, для этого нужно чувствовать детей, любить. К сожалению, таких людей не так много. В учителя сейчас не рвутся, это уже не престижная работа. Сейчас "училки", а раньше были "учителя". И произносилось это слово с легким придыханием и долей восторга...
Я не доучилась. Ушла на психфак. Решила, что мне просто необходимо понять как устроен внутренний мир ребенка, прежде чем с ними начать работать.
Сегодня мне хочется от всей души поздравить тех самых настоящих учителей, которые любят детей и свое дело. Тех, про которых спустя много лет вспоминают и говорят:"Мой учитель!"
Я никогда не мечтала стать учительницей. Это в мои планы совершенно не входило. Но так получилось, что в интересующий меня ВУЗ на бюджет я не прошла. На платное денег не было. Оставалось только идти работать, а на следующий год снова пробовать поступить... Правда я сделала отчаянную попытку пройтись по колледжам со своими результатами со специальностями смежными с психологией. Где-то набор был окончен, куда-то невозможно было дозвониться, а какой-то я просто не нашла... в общем, я совершенно смирилась с тем, что один год я пропускаю на работу.
Как-то утром меня будит мама: "Анечка, собирайся, я дозвонилась в колледж! Тебя берут!" Оказывается, моя мама не теряла надежду и по-прежнему периодически названивала туда, где не брали трубку. И дозвонилась. Поговорила от моего имени и ей сказали привозить документы.
Я совершенно счастливая собралась в дорогу. Ехать до колледжа было в сумме два часа. Но меня это не смущало. Ведь я буду учиться!
Брали меня на факультет "Педагог начальных классов. Психолог". Практически предел мечтаний. Ведь по окончании колледжа я могла поступить сразу на третий курс ВУЗа!
Моя радость поубавилась, когда наступил учебный год. Было очень интересно. Масса интересных предметов. Столько нового. Я была в восторге. Особенно от таких предметов как: психодиагностика, возрастная психология, общая психология, детская психофизиология...
Нам рассказывали, рассказывали... что-то от туда я ещё помню, что-то забылось. Надо сказать, что почти все, кто учились попали сюда из-за возможности в дальнейшем поступить в ВУЗ. Своего рода это была трехлетняя подготовка. Бесплатная. Кто-то хотел дальше на психфак, кто-то собирался продолжить обучение в педагогическом. И вот тут начинается самое интересное. Девочки, которые собирались стать учителями, совершенно серьезно не понимали зачем им столько психологии. Когда я услышала, как наша староста спросила у педагога по детской психофизиологии: "А зачем это нам? Мы же учителя! Мы считать и писать учим! Мы ж не психологи." Я думала мои глаза из орбит повылезают от удивления. Только в этот момент я осознала масштабы катастрофы. Все, кому интересна психология не собираются работать даже в школе. Те, кому не интересна, буду учить наших детей...
Нам так много рассказывали про выдающихся учителей города Москвы и не только. Мне очень стыдно признать, что фамилии их я уже не помню, а тетрадки, где они записаны хранятся у мамы. Но я помню лишь одно, эти учителя были потрясающими психологами, детскими психологами. Очень внимательными и чуткими. Из уста в уста передавались случаи из их жизни, о том, как они общались с детьми и каким счастьем было для детей общаться с ними.
Очень запомнилась история про учительницу начальных классов, которая преподавала в одной из московских школ. Она выпускала почти полный класс отличников. Детей с тройками у неё вообще не было. Все кто слышали о ней стремились отдать в её класс ребенка.
Вот только представьте: 30 учеников и все отличники и хорошисты. Ведь это что-то феноменальное! Методика у неё была довольно простая. Она рассказывала материал, тут же спрашивала детей, которые легко и быстро усваивают информацию. Они рассказывали уже своими словами. Потом она опрашивала, тех, кому нужно побольше времени и в последнюю очередь тех детей, которые были самыми слабыми. К тому моменту. когда до "слабеньких" доходила очередь, они слышали материал уже три раза: один раз от учителя и два от одноклассников. В результате все получали хорошие отметки.
Возникает вопрос: если методика обучения столь проста, почему её до сих пор не используют? Все просто, для этого нужно чувствовать детей, любить. К сожалению, таких людей не так много. В учителя сейчас не рвутся, это уже не престижная работа. Сейчас "училки", а раньше были "учителя". И произносилось это слово с легким придыханием и долей восторга...
Я не доучилась. Ушла на психфак. Решила, что мне просто необходимо понять как устроен внутренний мир ребенка, прежде чем с ними начать работать.
Сегодня мне хочется от всей души поздравить тех самых настоящих учителей, которые любят детей и свое дело. Тех, про которых спустя много лет вспоминают и говорят:"Мой учитель!"
Аня,я училась в Госе, педагогики у нас и не было почти, всё больше науке учили, однако добрая половины курса отправилась в школы, воодушевленные, счастливые, были среди них и краснодипломники, и аспиранты на пол ставки. И что же? Энтузиазма хватило на пол года. Разбежались все почти, кто в журналисты, кто в менеджеры, кто в секретарши. Говорят, ну не могут они жить на эти деньги, плюс сама образовательная система никудышная, старшие коллеги с прокоммунистическими настроениями давят и тд и тп. Грустно это всё, бесперспективно. Но это я так, к слову. Тебя же с полупраздником поздравляю:)
ОтветитьУдалитьЕсли бы все учителя в школе были внимательными, чуткими, прекрасно объясняли предмет, справедливо оценивали ответы, то как бы мы научились жить в мире, где столько глупых, надменных, равнодушных людей? :) А вообще, это тяжелый труд, несколько часов на ногах и громко говорить, работать в женском коллективе, нести такую ответственность за детей, держать внимание класса 45 минут, сдерживать себя, когда они доводят до бешенства, не плакать от отчаяния, получая зарплату...
ОтветитьУдалитьДа, Анна, грустно...
ОтветитьУдалитьМаш, в школе труно работать, если ты не равнодушный человек. У нас практика в школе начиналась со второго семестра первого курса. Т.ч. с школьной "кухней" нас знакомили сразу. Отсев происходил по ходу учебы...
ОтветитьУдалитьСпасибо за полупоздравление :)))
Марика, если бы все были внимательными и чуткими, то и нас бы так воспитали и не пришлсь бы сталкиваться с реалиями жизни. Они были бы другими, но это утопия :)
Труд бесспорно тяжелый и оплачивается он очень низко. Хотя сейчас учителям начальных классов зп повысили аж до 30 тясяч! Честно говоря смешно, если бы не было так грустно...
Т.ч. согласна, это титанический труд.
я не собиралась быть учителем, но работала в школе по специальности. Закончила 2 вуза. Филфак и учитель старших классов. Поняла многое и много в голове и душе перевернулось!
ОтветитьУдалитьЯ до сих пор как бы переживаю ломку - хочу в школу!
НО, я там не буду работать, по крайней мере в стандартной школе, где старые хранят и берегут свое место, дабы молодые не отправили их на заслуженный отдых и не отнял кусок хлеба. И потому, что если я приношу новое в школу и учу детей как мне подсказывает образование и сердце - приходит завуч и говорит "делай как я!" И все-все, кто хочет задержаться на работе в школе делают как они-она-оно и тд. Может мне школа не та попалась или я не такой учитель, но мне и хочется, и колется.
Аня, интересно было почитать про твои воспоминания. У меня папа и мама полжизни проработали учителями. А я после учебы в начальной школе все время просиживала то у одного, то у другого в классе. Я видела всю подноготную и видела, как это смотрится со стороны. Может время тогда было другое (90-е годы), но в общем все было хорошо и все были довольны.А сейчас, мне кажется, все намного сложнее и дети стали более дерзкие и атмосфера другая ((
ОтветитьУдалитьХотя, когда иду с папой. он часто встречает бывших учеников, они его даже сейчас узнают. благожарить начинают, практически каждый первый говорит, папа стал для него Учителем и на путь его истиный наставил. Так приятно это слышать даже мне. представляю, как ему приятно ))
Аня, школы разные. Ведь многое зависит от директора. Есть и такие, где поддерживают молодеЖЖЖь и стремятся ко всему новому. А есть и такие про которые пишите Вы.
ОтветитьУдалитьЯ помню, как ученик, как изменилась наша школы при смене директора. Это было что-то невообразимое! Не могу сказать, что старый директор была новатором, но она держала школу. Дети относились к ней с уважением и она к ним. И мы все это чувствовали.
Что касается нового молодого директора. Это была вредная, меркантильная, мелочная женщина. Очень субъективная и двуличная. Всё. И учительский состав поредел (хорошие учителя ушли)и ученики стали вести себя по другому. Она развалила хорошую школу... Рыба гниеет с головы.
Да, Маша, сейчас иначе. И ты права дети другие, потому что родители другие. И у родителей нет того уважения к учителям, что было раньше. Где-то основательно, а где-то и безосновательно.
А про про папу: значит мои поздравления ему :)))
Я вчера позвонила Нине Дмитриевне, поздравить ее с праздником и пожелала хороших учеников. Она так тяжело вздохнула.
ОтветитьУдалитьЯ не моуг представить. что ж там за дети такие ...
Я закончила психологический и знала точно, массы учить этому-не мое.
Она и при нас иногда взыхала.
ОтветитьУдалитьНо думаю ситуация там стала не лучше. Всё-таки закрытый военный городок и своя "мафия" и дети ведут себя соответственно своим родителям.
Да и сама ты, наверное, помнишь, что детям там заняться нечем... вообще, нечем.
Как грустно вы про школу... Заколдованный круг какой-то. А ведь хороший учитель это ужас как важно!
ОтветитьУдалитьНу не везде же так грустно. Я точно знаю, не везде.
ОтветитьУдалитьВ моей последней школе была ситуация гораздо лучше. Но там я проучилась всего полгода...
Правда наша заучит нынче грустит и тоже говорит, что мало молодежи заинтересованной идет в школу работать.