пятница, 7 октября 2011 г.

Эгоизм? Разумный эгоизм!

Кто-то всегда старается для других, ничего для себя... Кто-то всегда для себя, ничего для других. В принципе всё просто: первые альтруисты, вторые эгоисты. Так и живем. Но всё ли так просто?

Как-то подруга поделилась своей ситуацией, с её позволения, рассказываю. У Кати есть сын Вова 3х лет и муж Саша. Они живут с Катиными родителями. Сашины родители живут в соседнем городе. Ехать примерно 1,5-2 часа. Вроде и недолго, но с ребенком часто не покатаешься, а свекровь со свекром особо сами приезжать не рвутся. Да и куда? В квартире и так 6 человек. Поэтому видят они друг друга в среднем раза 6 за год.
Звонит Тамара Владимировна Кате и плачет в трубку: "Катенька, отдай мне Володю... ну хотя бы на неделю. Я так по нему скучаю, так скучаю. И ты отдохнешь. Ты же устала. Отдай мне его. У меня столько любви не растраченной. Вон я уже хожу по детдомам ребенка себе присматриваю...Так хочется свою любовь и заботу отдать кому-нибудь." Ну и далее в том же ключе. Катя пожалела свекровь и согласилась, при условии, если Вова хоть раз маму позовет она сразу же за ним приедет.
Но оставим Катю и Вову.
Поговорим о Тамаре Владимировне. Женщина за пятьдесят, ближе к шестидесяти, живет с мужем. Один ребенок. Ещё до женитьбы сына часто говорила о том, что хочет взять ребенка из детдома на воспитание. После появления внука, просила забрать его себе, мотивируя тем, что Катя с Сашей молодые им ещё гулять и гулять. А наняньчатся успеют, когда второго себе родят... Вроде добрая заботливая мама. Хочет, чтобы сын с женой отдохнул... И ребенка взять из детдома тоже дело благородное. Хочет ему всё дать! Так и говорит: "Если мне дадут ребенка - всё ему дам!" Хорошая такая женщина, думает о других... заботится.

Другая ситуация. Молодой человек ухаживает за девушкой. Если она говорит, что не может с ним встретиться, потому как в квартире порядок навести нужно, он приедет и поможет полы помыть. Или она маме обещала сходить туда и туда и сделать то-то и то-то. Так он сам поедет и всё сделает. А милая его свободна. Любимая никогда на море не была? Так он три месяца будет есть одни бомж-пакеты, а потом на месяц увезет любимую к мору... не мужчина, а мечта. Заботится. Всем бы таких.

Ещё вариант. Мама развелась с пьющим мужем ради дочери. Воспитывает одна. Себе ничего - всё для дочки. И платья лучшие и игрушки самые-самые и летом в детские лагеря к морю отправляет. Про себя и не вспоминает... Всё для дочери. Заботливый и хороший человек...

А теперь давайте вместе подумаем, о ком они все заботятся?
Тамара Владимировна: о сыне, невестке, внуке и малыше из детдома? Нет. О себе. Это её прихоть. Она видимо, не наигралась в дочки-матери, когда сама мамой была. Не до сына ей особо было. Особенно, если она могла легко оставить ребенка на полчасика в кроватке и уйти в магазин (это не предположение, это действительность, хотя может для кого-то это нормальная практика). Сейчас же ей интересно и хочется возиться с детьми... Значит она не о других думает, а о себе.

Влюбленный юноша: ну тут всё совсем просто. Чем больше он помогает девушке, тем больше времени она может ему уделить. Вся это забота вполне искрения, но мужчины не дадут мне соврать - цель одна. Даже при большой и светлой любви - цель всегда одна. И значит, чтобы не делал для девушки юноша - он это делает для себя.

Мать-одиночка: да, и она совершает все эти жертвы для себя. Девять из десяти мам-жертвенниц делают все с одной целью - они ждут вечной любви и нескончаемой благодарности. Порой делают не отдавая себе в этом отчета...
И если вдруг ребенок не оправдывает ожиданий он слышит: "Я для тебя всё сделала, а ты..." или "Я думала, я себе друга вырастила, а ты уходишь..." или ещё чего получше.
Или просто за счет этой жертвенной жизни они самоутверждаются. Ведь на сколько они благородны и как они любили своих детей. Всю жизнь им отдали. Возможно, это очень жестко. Но, в большинстве случаев, этот так. Они так жили и так заботились о детях для себя.

Даже курильщик, бросивший курить ради любимой, в какой-то степени бросает курить ради себя. Сначала, чтобы больше нравится девушке, а потом при необходимости, чтобы ткнуть её носом: "Я же ради тебя курить бросил! А ты!"

По моему скромному мнению, это высшая степень эгоизма и эгоцентризма. Но есть и здоровый эгоизм. Эгоизм вообще должен присутствовать в жизни человека. Приведу пример здорового эгоизма скрытого под пеленой заботы.
Семья. Жена очень устала. Она три дня не отходила от кроватки больного ребенка. Муж предлагает её подменить. Говорит: "Милая отдохни. Прими ванную. Выспись хорошенько. А я побуду с ребенком." Как результат супруга в хорошем настроении отдохнувшая непременно уделит внимание любимому мужу.
И наоборот. cовершенно убитый муж, после тяжелой рабочей недели. Жена встречает его вкусным ужином. Утром она позволяет ему посидеть за компьютером, покататься на велосипеде и уже отдохнувшего и в хорошем настроении просит помочь с уборкой. Все довольны и счастливы.
Может, кто-то возразит, что это забота и никакой не эгоизм. Может. Но если ты не позаботишься о ближнем своем, то в скором времени он не станет заботится о тебе. Значит заботясь о другом, ты заботишься о своем благополучии.

Давайте, будем честны сами перед собой. Чтобы мы не делали, мы делаем для себя. Какой бы благородный поступок мы ни совершает, мы совершаем его для себя. Ведь мы жаждем похвалы и восхищения. А те, кто делают всё для других (как они думают) и не ждут ничего взамен, рано или поздно разочаровываются в людях... потому что в какой-то момент понимают, что все их старания остаются незамеченными.
Это нормально делать все для себя. Просто помните, что вы делаете всё для себя. И когда вы о ком-то заботитесь по доброй воле и собственной инициативе, не ждите ничего в замен. Вы делали это для себя. Т.ч. вполне может оказаться, что предъявив претензию вы услышите: "А я тебя об этом не просил..."

18 комментариев:

  1. Анна, вроде так да не так.... Не смогу красиво аргументировать свою позицию, скажу как есть. Если человек живет ради чего-то более высокого, чем человеческая благодарность и похвала, то он никогда не разочаруется в людях просто потому, что никогда не очаровывается ими. Потому что есть Тот, с Кого он берет пример Истинной Жертвенности, Истинного Человеколюбия...

    ОтветитьУдалить
  2. Анна, в целом, пожалуй, все так и есть: делая что-то для других людей, все равно радуешься тому, что ты такой хороший, даже если благодарности в ответ не поступает. Ты радуешься, тебе приятно - значит, да, для себя. Мне только не совсем понятно, в чем разница между примером с молодым человеком, который хочет освободить девушку от дел, чтобы получить ее внимание, и мужем, который отправляет жену в ванную, чтобы затем получить ее в хорошем настроении. По-моему, это одно и то же))

    ОтветитьУдалить
  3. Наверное, любой поступок можно объяснить эгоизмом. Даже когда человек кончает жизнь самоубийством - это эгоизм в высшей степени, он не думает, что близкие будут страдать - ему плохо, и это главное.
    И любовь к Богу - тоже эгоизм, хочется заслужить его милость и попасть в Рай. И высокие цели... наука, например, - удовлетворить свою жажду познаний, открытий.
    Да, полностью согласна с выводом: надо не ждать благодарности, не обижаться, когда ее не получаешь, и радоваться, если поблагодарили - значит, твои эгоистичные стремления совпали с чьими-то эгоистичными ожиданиями.

    ОтветитьУдалить
  4. Я с вами не согласна! Если рассуждать так - то вообще все люди эгоисты! Мы плачем о своих родных ,если они умирают? Так это наш эгоизм! нам жалко себя, что мы больше не сможем с ними поговорить! Так что ли? У вас неверные выводы в корне. Так как есть похожая загадка. Слушайте: У всех козлов есть борода. У Сократа тоже быоа борода, значит он - козёл. Вроде как логично. Но мы то с вами знаем, что это не ТАК!

    ОтветитьУдалить
  5. Мнение jaroslavna полностью соответствует тому, что не сумела сказать я))))

    ОтветитьУдалить
  6. Елена, Ваша позиция мне ясна. Ваше право считать и чувствовать так. Но мне кажется, что признать, что все люди в какой-то мере эгоисты и каждый делает что-то ради своего дальнейшего блага или наименьшего дискомфорта мешают именно чувства. Это моя позиция и я не смею её Вам навязывать :)

    T.S., пример действительно не очень удачен. Но я хотела сделать акцент больше на жертвенность парня, чем на помощь по хозяйству. Вроде того, что он лишает себя благ сейчас, ради будущего блага.

    Марика, зачем я так много писала? :) В общем, именно это я и хотела сказать.

    jaroslavna, это я и имелла ввиду. Все люди эгоисты в той или иной степени. И мало того, это нормально. Просто кто-то эгоист "разумный" и он проявляет свои эгоисткие наклонности заботой. А кто-то неразумный - требованиями.
    И да, про смерть, Вы абсолютно правильно написали. Видете ли у нас (во всяком случае, у русских) даже оплакивают умерших словами: "На кого ты меня покинул(а)?... Да, как же мы без тебя?... и т.д. и т.п." Культура такая. Да жестоко. Да неприятно признаваться себе, но люди сожалеют о том, что не успели извиниться, не успели побольше времени провести с близким и родным человеком. И кому мы сочувствуем в первую очередь, когда происходят трагедии в которых погибают люди? Родным и близким. Тем кто погиб, так по скольку, по скольку... не повезло. Ну и в общем-то справедливо. Людей нет, их не вернуть. Грустно, но так.
    Пример: это задачка из учебника по логике. Пример неправильно построенной логической цепочки. Когда-то проходили и обсуждали это.
    А верны или неверны выводы у меня, это не Вам решать, да и не мне. Вы живете со своими заблуждениями, я со своими. Данный (по Вашему мнению в коне не верный) вывод позволяет мне жить легче. Приятнее общаться с людьми и не копить лишнего негатива.

    ОтветитьУдалить
  7. Анна, естественно, что все люди в КАКОЙ-ТО степени эгоисты, иначе они были бы в какой-то степени мазохистами )))

    Согласна с Т.S. по-поводу примера, он не просто неудачный, он один и тот же, и в нем, как во ВСЕМ, есть две стороны медали, в данном случае это забота и эгоизм. Мужчина заботится о любимой, но знает, что и ему от этого перепадет счастья :)
    Я очень люблю делать и получать подарки. Когда я их делаю, то это мой эгоизм - мне жутко приятно видеть, как люди радуются моему подарку. Поэтому я долго его выбираю, думаю о нем заранее. И когда я получаю подарок, мне до сиреневой звезды, что сделал мне его такой же эгоист, как я - мне все равно приятно :)

    ОтветитьУдалить
  8. О, про подарки - как раз в точку)) Нет ничего приятнее - для себя, опять же - чем видеть счастливое лицо получателя)) И еще раз с Анной соглашусь в том, что признать эгоистичность поведения людей правильнее всего. Более того, я, например, очень дорожу своим эгоизмом, потому что никто и никогда не будет любить меня так безоговорочно, как я сама)

    ОтветитьУдалить
  9. Я просто не считаю данные примеры эгоизмом. Так как нужно различать термин эгоизм и себялюбие. В примере с парнем вообще не вижу эгоизма. А сам термин Эгоизм означает поведение человека, полностью сориентированное на собственное «Я», на его удовольствие, выгоду, успех,И САМОЕ ГЛАВНОЕ в ущерб интересам другого человека. Ни в первом примере, ни с парнем я не видела ущемления интересов другого человека. Девушка хочет помочь больной бабушке. А парень мол такой эгоист всё делает сам! Это не эгоизм. Во-первых, он разгружает от забот свою ЛЮБИМУЮ девушку. Во-вторых ,помогает бабуле. Никому в ущерб он ничего не делает. Аналогию можно провести и с остальными примерами.

    ОтветитьУдалить
  10. Как можно общаться с другими легче ,думая, что все они эгоисты? По мне, дак легче будет наоборот. Если думать ,что они искренне тебе помагают.

    ОтветитьУдалить
  11. patatinka, для Вас это естественно, а для кого-то нет и вообще противоречит их мировоззрению )
    Ох, уж этот пример. Всё каюсь, не смогла правильно сформулировать мысль, раз вас уже двое, кто сказ вслух, что примеры одинаковые.
    Сейчас попробую разъяснить, в чем была задумка и какую разницу вижу я. В случае с парнем и девушкой: они не живут вместе и у юноши цель одна, в конечном итоге, обладать девушкой. А дальше уже будь как будет. Из опыта знакомых попавших в такие "отношения" обычно, после достижения цели, молодые люди теряют прежний энтузиазм и каждый раз напоминали девушкам, как много они для них сделали.
    В случае с семейной парой. Муж помогает жене уже, не только физических услад, но и ради спокойствия душевного. Психологического комфорта. И вообще, просто ради благодушного настроения в семье.
    Поэтому я примеры посчитала разными. Но уже поняла, что расписала очень одинаково, поэтому эффекта нужного не получилось :) Буду над этим работать.

    А подарки я тоже люблю делать - масса удовольствия :) Один из самых лучших способов поднять настроение не только другому но и себе :)))

    jaroslavna, спасибо за Ваше мнение. Спасибо за рассшифровку термина. Я изменила название поста, чтобы быть более точной и не вводить Вас и других в заблуждение.
    Люди, в большинстве случаев, помогают искренне. Просто это они делают ради своего дальнейшего блага, и опять-таки, в большинстве случаев, не отдавая себе в этом отчета.

    ОтветитьУдалить
  12. Аннушка и Марика! Согласна с вами и не вижу ничего обидного в словах "эгоизм" и "эгоистические побуждения". Это совершенно нормально для любого живого организма - заботиться о себе и делать все в свое собственное благо. Негативный смысл в слово "эгоизм" заложен в нас воспитанием в неприятии самого себя. Когда принимаешь себя целиком, со всеми хорошими, и не слишком, сторонами - не возникает отрицания своей, по сути эгоистической, природы. Как в случае с подарками и заботой о ближних - в наших силах сделать собственный эгоизм продуктивным и приятным для окружающих. :)

    ОтветитьУдалить
  13. Марианна, Вы так мягко и по-доброму написали. Мне ещё учиться и учиться :)

    ОтветитьУдалить
  14. А, да! парни так и делают ,когда уже цветочно-букетный период не приводит к нужному результату. Но это больше не эгоизм ,а способ самоутвердиться. Некоторые даже жениться готовы, лишь бы "дала".

    ОтветитьУдалить
  15. А вот на другом зациклилась, когда мне был годик, моя мама под давлением папы отдала меня своей свекрови, моей бабушке, на Украину на полгода и это при том, что мы жили в Красноярском крае! Как тебе такой расклад? "Бедная мама, у нее никогда не было девочек!" - аргумент папы. Как, я спрашиваю, как!!! можно было отдать своего малыша за тысячи км от дома?! Если бы ты видела во что меня превратили сердобольные бабушки, - моя мама чуть с ума не сошла. Я вообще не понимаю, когда детей воспитывают бабушки и дедушки при живых и здоровых родителях: зачем рожать?

    ОтветитьУдалить
  16. Галя, это ужас! И замечательно, что тебя забрали!
    Я искрене не понимаю, что движет людьми, когда они отдают своих детей на воспитание... разные, конечно ситуации бывают. Но когда все нормально?

    ОтветитьУдалить
  17. Аня, я полностью согласна с твоим мнением. Часто себя ловлю на том, что вот здесь я что-то вдруг делаю - но это для меня и только. Хотя людям от этого конечн лучше. Все верно! Когда человек что-то делает для меня, даже лучшая подруга, я тоже вижу много чего в каждом поступке, что она делает для себя :-) Но тк и я в аналогичной ситуации, делая для другого - делаю для себя - то все четко по полочкам. Меньше в жизни становится острых углов. И жизнь реальнее. Мне хорошо от того, что я дошла до этого. А вот в этой статье все еще раз подтвердилось. Не все такое черно-белое, как казалось когда-то..
    С мамочками пример очень ярок, когда свекровь, конечно, не наигралась. Думаю, из ее будуших детишек очень может быть что-то тоже страшноватое после гиперопеки. Но если сравнивать с детдомом - то может быть лучше такой вариант..
    Каждый раз зацеловывая малыша ощущаю себя эгоисткой страшной :-) Но мысль, что скоро малыш физически даст отпор и закончится красота - помогает ощутить скорый конец и не сильно переживать))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приятно, что ты разделяешь мое мнение :)
      Я вот сейчас живу с этим. Но понимаю обычно это постфактум.
      Это совсем не омрачает мою жизнь. Да, я принимаю этот эгоизм и так легче. Нет никаких разочарований.
      А про зацелованных детей ух, как верно. Последнее время, я тоже об этом часто думаю. :)

      Удалить

Буду рада вашим комментариям :)