четверг, 14 апреля 2011 г.

Обостренное чувство справедливости.

Дискутировали с мужем о детском саде. Любимый привел очень веский аргумент в его пользу: "А как же социализация? Для мальчика это, вообще, очень важно - там же первая любовь!" И мы стали выяснять, у кого когда эта сама первая любовь случилась. Вот у мужа в детском саду.... а у меня? Я глубоко задумалась и поняла, что до подросткового возраста мне никто не нравился. Потом вспомнила один интересный случай. Когда я училась в третьем классе у меня была подружка Аня. Ане нравился наш одноклассник Илья. У Ильи был друг Артем. Ну и чтобы не чувствовать себя как-то неловко что ли (на самом деле, я не знаю истинной причины, это только предположение), Аня стала утверждать, что мне нравится Артем. Он мне не нравился. Ну совершенно не нравился. Этот тип был каким-то высокомерным и надменным. Я таких людей не любила и не люблю до сих пор. Эти воспоминания про симпатии, нежно и аккуратно держа меня за руку, привели к  моему первому публичному выступлению в пользу трудящихся за мир во всем мире и вселенскую справедливость. Весьма неудачному выступлению, надо сказать.
При чем тут Аня, Илья и Артем? А вот при чем: дело было в мае. Мы с Анной гуляли. Стояла совершенно по летнему теплая погода. Не гулял только ленивый. И тут мы встретили наших одноклассников. Начались активные "ухаживания" типа кидания песком в друг друга, обзыванием и т.д. Мне такие ухаживания не нравились. Поэтому я приняла волевое решение: надо их припугнуть. Мы с Аней пошли нарвали Белой крапивы. В отличии от обычной она не обжигает и вся-вся в белых цветочках. Мы эти цветочки оторвали и пошли пугать наших товарищей. Не помню уже кто из нас, но кто-то хлестнул одного из ухажеров по ноге... и это было фатальной ошибкой. Враг понял, что крапива не жгучая... Мальчишки тут же нарвали обычной крапивы и погнались за нами. Теперь убегать пришлось нам. Наверное, я никогда в жизни так быстро не бегала... Мою подружку довольно быстро словили и стали хлестать крапивными вениками. Она расплакалась. Я, как ярый защитник всех обиженных, оскорбленных и униженных, бросилась к ней на помощь. В гневе я сурова: оттаскала обидчиков за волосы. После чего неприятель ретировался.
Учебный год подходил к концу. Наша учительница подводила итоги. Давала всем публичную характеристику. Когда она дошла до Артема, сказала, что он для неё "темная лошадка", но мальчик очень хороший. Я тут же вспомнила, как он довел до слез мою подружку и поняла, что это оставлять просто так нельзя! Вселенская справедливость должна восторжествовать! Всё в мире должны узнать, кто он такой на самом деле! Я подняла руку и поведала о случившимся. Учительница спросила Аню правда ли всё это. Она опустила голову тихо ответила:"Нет". На меня все посмотрели с укоризной, мол нехорошо на других наговаривать. Я расплакалась:"Аня, ну как же так? Ведь было же!" Но она по прежнему повторяла: "Нет".

Вот так я впервые, по-настоящему, столкнулась с тем, что моя справедливость никому не нужна. Это было глубочайшее разочарование. Потом, подружка объяснила, что она не могла при всех признаться, что она плакала на улице. Вот так-то. А я могла рыдать при всех. Рыдать от обиды, предательства, непонимания... Могла. Со мной подобные случаи в школе неоднократно повторялись. Я защищала, меня подставляли, предавали... а я снова и снова вставала на грабли.
Только, когда стала совсем большой девочкой и уже сама зарабатывала денежки, я окончательно осознала бессмысленность своего стремления к высшей справедливости. А ведь со справедливостью очень трудно. Она сидит на стульчике и ерзает попой от нетерпения. И чуть что - сразу вскакивает со стульчика и кричит во весь голос. Это сейчас я могу на неё строго посмотреть и сказать:"Сиди тихо и не ерзай! Иначе дам ложкой по лбу! Будешь у меня знать." И она притихает... только слегка покачивается на стульчике. Стульчик иногда падает и справедливость снова кричит во всю мочь. Но так бывает совсем редко. Но бывает. Сами знаете, как тяжело удержать равновесие на двух ножках....
Меня удивляет факт того, что за весь школьный период я встречала только одну такую же, как я, девочку с обостренным чувством справедливости (прямо диагноз какой-то). Остальные опускали головы и молчали.
Меня учили: отстаивай свои права, будь честной, говори правду, врать не хорошо, защищай слабого. Чему учили моих одноклассников? Мне искренне интересно чему их учили? Откуда эта трусость, подлость? Не думаю, что родители рекомендовали им себя так вести. Никто же не говорит своим детям: подставляй, молчи, скрывай, ври... или говорит? Может я чего-то не знаю?
Знаю одно, что обостренное чувство справедливости это плохо.
Как же не воспитать его в своем ребенке? Учить сына жить под девизом: "Не просят, не лезь"?
Нет, я не считаю, чувство справедливости совершенно не нужным. Оно должно быть. Но когда можно давать ему волю? В моей памяти не сохранилось ни одного случая, чтоб стремление к вселенской справедливости не вышло мне боком...
По-моему что-то здесь не так... но что?

25 комментариев:

  1. "справедливость как таковая вообще не является одним из непреложных законов Вселенной. Это понятие – всего лишь порождение великой потаенной мечты всякого человека получить хоть какую-то награду за свои истинные и мнимые достоинства, не оцененные ближними" (с) Макс Фрай

    ОтветитьУдалить
  2. Не помню чему меня учили, помню только что я очень рано понял, что иногда лучше молчать чем говорить. И практически всегда лучше не лезть, когда тебя не просят.
    Вот помню как в детском саду меня несправедливо наказали из-за мальчика с которым я дружил. Вообще детский сад очень рано мне показал, что такое несправедливость. Может поэтому я никогда не страдал её обостренным чувством.

    ОтветитьУдалить
  3. дааа... именно, поэтому ты считаешь детский сад очень важным этапом в жизни мальчика :)
    Видимо из-за отсутствия в моей жизни детского сада всю горькую правду о справедливости я познала гораздо позже...

    ОтветитьУдалить
  4. "Меня удивляет факт того, что за весь школьный период я встречала только одну такую же, как я, девочку с обостренным чувством справедливости (прямо диагноз какой-то)."

    Аня, можешь начинать снова удивляться: я буду "номером два" с диагнозом! :)
    И, кстати, как и тебе, всю жизнь мне это чувство справедливости выходило мне боком. И куда его нужно засунуть, я поняла, так же как и ты - только тогда, когда уже зарабатывала денежки сама...
    А до того... мама называла меня "правдоискательницей" и пыталась втолковать, что, мол, правду эту самую надо держать при себе...

    Вот тебе еще один аргумент в пользу дет.сада и мужа. Ведь, как ты знаешь, я тоже была лишина радости ранней социализации в детском садике.. :(

    ОтветитьУдалить
  5. :) Благодаря тебе, я понимаю, что не одинока в своих заморочках.
    На самом деле, я очень-очень за ранную социализацию. И в общем-то, совершенно не против детского сада. Просто меня мучают кое-какие страшилки... но это уже совсем другая история :)

    ОтветитьУдалить
  6. Тогда предлагаю тебе компромиссный вариант: отдай его в садик - пусть социализируется, и иди сама туда работать - будешь одним глазом присматривать, чтоб не нахватался такого, как я тебе про знакомую свою рассказывала... :) Тем более, ты говорила, что всё равно этого хочешь :)

    ОтветитьУдалить
  7. :) Скорее всего так и будет. Пойдем вместе в деткий сад. Будем друг за другом приглядывать.

    ОтветитьУдалить
  8. Да, детский садик хорошо дает жизненного пенделя детям. А ребенок с обостренным чувством справедливости впитывает его с молоком мамы и никуда не дается от этого. Сама страдаю и вижу, что и Сашка тоже уже.

    ОтветитьУдалить
  9. Именно, поэтому я стараюсь усмирить это чувство, чтоб дитё не впитало.
    Борюсь день ото дня, день ото дня... :) Время покажет, на сколько успешно.

    ОтветитьУдалить
  10. Почему у человека обостренное чувство справедливости?
    Анечка, я нашла в Интернете ответ на этот вопрос. Он мне показался достойным внимания.

    "В том, что у человека "обострённое чувство справедливости" виновато общество, воспитание на сравнениях, соревновании. Почему у него обостренное чувство? - оно возникло из-за "стремления к идеальному". Понятно, что идеал - абстрактность, никогда достижим не будет. Следовательно, у человека всегда будут завышенные требования ко всему и постоянная внутренняя борьба из-за недостижимости желаемого.
    Ответ: избавившись от Идеала, отказавшись от "черно-белого" мышления, такой человек придет к некоторому равновесию и ему самому станет легче жить и его окружение перестанет испытывать его давление черезмерными требованиями."
    ( Верховная Жрица)

    ОтветитьУдалить
  11. Подождите, как же так!Пусть справедливость недостижимый идеал,но жить и молчать в тряпочку,всегда стоя в сторонке? Да, достается! Но ведь только так человек может стать человеком, без страданий не будет становления! И пусть в детстве и юности это будет обостренное чувство,с возрастом это перерастет в нормальное чувство справедливости.Или такого не существует?В противном случае, будет лучше не врать себе и детям и не учить их: отстаивай свои права, будь честной, говори правду, врать не хорошо, защищай слабого.
    Я так учу своего старшего сына, сама такая, и если он таким вырастит, я буду только рада!
    Если нет чувства справедливости,на его место встает безразличие, страх и себялюбие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оно перерастет в нормальное, после осознания его обострения через ошибки во взаимоотношениях. Как огреет, так дойдет.

      Удалить
  12. Ой, как горячо Вы написали, с чувством!
    Я для себя так и не решила пока, хорошее это качество или не очень. Мне бы не хотелось, чтобы сын был безразличным, трусливым и себялюбивым... Но с другой стороны, мне бы так же не хотелось, чтобы он получил столько же шишок, как и я.
    Сегодня моя мама сказала, что где-то прочитала статью, в говорилось, что обостренное чувство справедливости напрямую связано с уровнем эмоцианальности человека. Я очень эмоциональна. Мой брат нет. И у него не было подобных проблем. Хотя родители учили и воспитывали нас одинаково... :)))

    ОтветитьУдалить
  13. Светлана, насколько я поняла, в ответе психолга речь идёт о том, что чувство справедливости у человека становится обострённым из-за его стремления к идеальному (поступкам, отношениям), и не говорится, что справедливость-недостижимый идеал.
    Мне кажется, в жизни без чувства справедливости не обойтись, и задача взрослых, показать детям, что это чувство может быть нормальным, чтобы им было легче жить. Думаю, показывать можно играя. При этом стоит учитывать, что справедливость дело тонкое и у каждого она своя, потому что каждый из нас подвержен эмоциям, симпатиям и т.д.

    ОтветитьУдалить
  14. Анна, Ваш блог нашла благодаря Светлане ММ. Вы затрагиваете очень интересные темы. Поделюсь своим скромным мнением.

    "Чему учили моих одноклассников? Откуда эта трусость, подлость? Не думаю, что родители рекомендовали им себя так вести. Никто же не говорит своим детям: подставляй, молчи, скрывай, ври... "

    говорить, конечно, не говорят, но вот тут, как мне кажется, не обошлось и без обучения примером. Родители всегда поучительно говорят об идеалах, но вот всегда ли они сами следуют тому, чему учат? А дети, между тем, очень внимательны, они учатся больше (намного больше) на том, что видят и слышат в те моменты, когда взрослые, забывая про воспитательный пафос, ведут себя естественным образом.
    Поэтому, как мне кажется, только у родителей, которые не осторожничают в присутствие ребенка, а ведут себя естественным образом правильно, т.е. проявляя те, качества, которые бы им хотелось развить в своем чаде, дети развивают эти качества. На этапе раннего развития, когда родители являются примером для подражания, это их "работа". Когда же в результате социализации в игру включаются и другие взрослые, то и от них это зависит в равной степени.

    ОтветитьУдалить
  15. Да, я с вами согласна. Мне повезло. Слова и поступки моих родителей крайне редко не совпадали.

    ОтветитьУдалить
  16. Аня, очень актуальная статья! Сама в школе регулярно получала за свою справедливость никому не нужную. Дома вечно твердили, чтобы молчала и не лезла. но это не срабатывало. В итоге на выпускном мне сказали, что я самый противоречивый ученик с оличной успеваемостью (даже медаль дали). но с самым отвратительным поведением.
    Когда поступила в институт. мама сказала "Засунь свой язык в задницу и не вякай". Первое время я честно старалась, но потом поняла. если буду молчать. буду не я. Слегка умерила свое чувство справедливости. но отказаться от него не смогла. Своего ребенка не буду затыкать, пусть она сама выбирает свой путь ))

    ОтветитьУдалить
  17. :D Про язык, очень сильно!
    Мои родители мне тоже делали внушение, что нужно уметь молчать... Хотя папа сам никогда не молчал :))
    Я вот только сейчас более-менее овладеваю искусством "во-время промолчать".

    ОтветитьУдалить
  18. Вспомнила про школу. На выпускных экзаменах случился у меня конфликт с директором по поводу справедливости (как оказалось, оценку мне по литературе натянули до золотой медали). Битый час он мне пытался втолковать, что я тепличное растение, и ничего в этой жизни не понимаю. А я про справедливость и честность. На выпускной к нам пришел кто-то из администрации города, и толкнул красивую речь о том, что не важно, кем мы будем, когда вырастем, самое главное - быть Хорошим Человеком, честным, ответственным, справедливым... Тогда я впервые, наверное, всерьез осознала, что людям важнее красивые слова, чем дела.
    И хотя в итоге медаль мне помогла поступить в вуз (хотя, и серебряная помогла бы не меньше), она заброшена где-то далеко на антресолях в родительском доме, ибо является не предметом гордости, а скорее, позора.
    Вот так со временем мое обостренное чувство справедливости перестало быть настолько острым, но я все еще рада, что оно у меня есть:)

    ОтветитьУдалить
  19. inspired, Вы навели меня своим комментарием на одну интересную мысль. Наверное, одной из проблем таких людей, как мы, с обостренным чувством справедливости ещё является определенный уровень честности и... то, что такие "красивые" слова мы воспринимаем буквально.
    Кстати, про буквальность уже писала, если интересно то вот ссылка ( http://www.chaotic-anna.ru/2010/11/blog-post_10.html )

    ОтветитьУдалить
  20. Ольга, Одесса5 мая 2011 г. в 00:21

    А я расскажу вам историю моей 6-летней дочери.

    Но для начала оговорюсь, что я ЗА справедливость и в детстве мне таки доставалось за это. И своих троих деток воспитываю, прививая чувство справедливости. А главное, учу их понимать ПОЧЕМУ человек поступил так, а не иначе. А уж если ты понял причину, тогда не молчи, а помоги!

    Итак. Алиса (старшая 6 лет) учится в первом классе. Иногда приходила из школы и рассказывала, как мальчик Коля из второго класса задирается ко всем, грубит старшим и т.п. Однажды она пришла с сильно ушибленной коленкой и сказала, что это Коля поставил ей подножку.

    Я пошла в школу к учительнице второго класса. Стала расспрашивать что случилось, о мальчике, о том, говорили ли с родителями, что за семья...

    Оказалось:
    - Моя дочь с подружкой кружились за руки, рядом упал Коля (ненарочно) и девочки споткнулись и упали.
    - С его мамой много раз говорили о его драках и хамстве.
    - Мальчик из приличной многодетной семьи, самый младший.

    Тут я поняла все, как многодетная мама, и после школы объяснила дочери. Вот мой разговор с ней.
    — Хочешь помочь Коле стать добрее?
    — Да.
    — Тогда смотри. Коля – из многодетной семьи, как у нас. Скажи, тебе всегда хватает времени со мной?
    — Нет.
    — А что я прошу, чтоб вы делали, когда не хватает?
    — Прийти пообниматься.
    — Правильно. Скорее всего, в их семье это не принято. Коля не может объяснить, почему ему плохо, некомфортно и поэтому дерется. И друзей у него нету, правда?
    — Да.
    — А теперь самое главное, что можешь сделать ты. Ты можешь с ним подружиться. Подумай, что может быть интересно мальчику его возраста и предложи поиграть с ним.

    Утром собираемся в школу, Алиса приносит 2 машинки и укладывает в портфель. Я, совершенно забыв о нашем вчерашнем разговоре, спрашиваю: «Зачем?». «С Колей поиграю».
    После уроков дочка восторженно рассказывала, какой Коля замечательный мальчик. И что всем, кто к нему задирался говорила, чтоб не обижали его, а лучше подружились бы.

    Это было осенью, весной как-то спросила, дружит ли она еще с Колей. Алиса ответила, что дружит и еще с ним дружат двое мальчиков и девочка, а взрослым он хамить перестал и драться тоже. А учительница подтвердила, и сказала, что учиться он стал лучше.

    Так что справедливость есть и чувству не нужно сопротивляться, нужно только взвешенно реагировать. Мудрости всем, кто за вселенскую справедливость!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь, скорее Ваша мудрость. Хотя мудрость и обостренное чувство ходят рядом. В режиме букв трудно передать на бегу суть мысли. Но Вы большая молодец. Пообниматься решает огромное проблем и с детьми и со взрослыми.

      Удалить
  21. Спасибо, что поделились такой историей! Жалко, что у вас нет блога,я бы вас к себе в каталог Многодетных Мам пригласила!

    ОтветитьУдалить
  22. Ольга, спасибо огромное за историю. Очень поучительно для мам и не только ;)))
    Беру ваш опыт на заметку!
    Мне, кажется, судя по рассказу, в Вас присутствует та самая врожденная мудрость и чуткость, которой так не хватает мне...

    ОтветитьУдалить
  23. Блога у меня нет, зато есть форум многодетных мам. Очень важно знать, что твои радости и горести не исключительны :) http://supermamy.od.ua

    А на счет мудрости мне моя мама как-то сказала (мне было 19 лет):"Глядя на тебя, точно понимаю, что опыт и мудрость не зависят от возраста."

    Но... нет в мире совершенства :) мне бы терпения и выдержки, особенно, когда не высплюсь и голодная :)

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)