понедельник, 18 апреля 2011 г.

Абстрактное мышления. Что это за зверь и с чем его едят?

Что-то последнее время мною было много прочитано про школу, учителей и образование. Тема для меня душещипательная. С тех пор как я попала в педколледж тема школьного образования вызывает у меня массу эмоции... из-за этих самых эмоции через год я оттуда сбежала на психфак. Хотя, наш куратор с грустью в глаза просила меня остаться: "Аня, ведь ты понимаешь, какая это ответственность учить детей. Большинство не понимает. Останься пожалуйста." Я не осталась. Не смогла. Хотя колледж вспоминаю с огромной нежностью...
Но я ушла от темы. Чем мне запомнился колледж? Конечно преподавателями и чему они нас учили. Но больше всех запомнился Станислав Евгеньевич. Он преподавал общую психологию. В группе у нас было 30 человек. Из них 26 тихо ненавидели этот предмет и совершенно его не понимали. Ещё четверо, в том числе и я, очень любили общую психологию, но тоже с трудом понимали. В чем же была загвоздка? Многие, кто так или иначе сталкивался с общей психологией, можут не понять, за что её так не любить? Дело было не сколько в самом предмете, сколько в том, как его преподавали. Станислав Евгеньевич не читал лекций.
Фото А.Типляшина
Никогда. Он приходил, озвучивал тему и спрашивал: "Как вы думаете, что это такое?" И далее было шоу для пятерых: Станислав Евгеньевич, я, Настя, Лена и Лёша играли в "горячо-холодно". Преподаватель задавал вопросы, а мы предполагали чтобы это могло означать. Он отвечал "нет", "может быть", "близко", "точно! тогда если это так, то....?" Для остальных это был тихий ужас. Говорили только мы. Станислав Евгеньевич учил нас мыслить абстрактно. Семнадцати-восемнадцати летних деток. Самое время не правда ли? Те, кто осмеливался вступать с ним в диалог уже имели способности к подобному типу мышления. У большинства абстрактное мышление находилось в зачаточном состоянии. Кто-то, возможно, со временем обучился ему, кто-то нет. Чем ты старше, тем сложнее развить в себе подобные умения.
Что же это за зверь такой - абстрактное мышление?

Абстрактное, понятийное и словесно-логическое - это один вид мышления. Что он под собой подразумевает? Благодаря этому виду мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.
Обладая абстрактным мышлением человек легко "двигается" от частного к общему и наоборот. Так же может с легкостью выделить в ситуации, тексте, речи и т.д. главное и подчиненное ему второстепенное. Легко чувствует логические противоречия и адекватно 
понимает переносный смысл.
Если вдуматься, вспомнить и оглядеться вокруг, то очень не многие люди обладают этими навыками. Особенно часто возникают проблемы с адекватным пониманием переносного смысла... Почему в нашем обществе сейчас возникает подобная ситуация?
Вернемся к школе. Что требуется от ребенка в первом классе: выучить и запомнить. Как часто учитель или родитель требует понять? Крайне редко. Чаще всего процесс обучения выгладит так: "Ты выучил уроки? Расскажи!" Мама или папа берут учебник, малыш становится перед ними и методично рассказывает заученный текст. После пересказа ему задают вопросы к конце параграфа. По-порядку. Попробуйте задать эти вопросы в разнобой. Если ребенок сможет на них ответить, то это замечательно!
Хорошо помню, как я выучила что-то и папа проверял у меня задание. Я всё рассказала. Он стал зачитывать вопросы, я возмутилась: "Папа, первый вопрос не этот!" Он улыбнулся и спросил:"И что? Какая разница в каком порядке я тебя спрашиваю? Ты же знаешь материал, значит должна ответить на любой вопрос!" Вот оно. И мы сели с ним разбирать параграф по новой. Он спрашивал меня почему и как? Из-за чего что произошло... Папа учил нас понимать. 
Мама учила анализировать и делать выводы. Вечерами она читала нам с братом книги и днем мы обсуждали прочитанное. Почему Винни-Пух поступил так? Почему Пятачок огорчился и т.д. и тому подобное... Именно благодаря им я никогда ничего не заучивала. Я понимала и делала выводы. Мама, папа, если вы это читаете: спасибо вам огромное!
В старших классах, я единственная могла отвечать на вопросы по литературе не читая произведения и делая выводы из ответов одноклассников. Я сдала вступительный экзамен в ВУЗ по истории на "отлично" не зная тему, просто "высосав" ответ из вопроса.
В школе редкий учитель требует понимать. Большинство работает по шаблону. Многие ученики заранее договариваются, кто на какой вопрос будет отвечать. Все знают вопросы, потому что они из учебника. Дети бояться учителей, которые спрашиваю "не по учебнику". 
Как исправить ситуацию? Что можно сделать чтобы ваш ребенок обрел навык понятийного мышления? Больше читайте ему. Сами читайте, а не заставляйте читать, если ребенок не любит чтение. Обсуждайте прочитанное, не заставляйте пересказывать. Задавайте вопросы типа:"А чтобы могло быть, если главный герой поступил по-другому?"
Всё в ваших руках. Не поленитесь. Пусть ваш ребенок будет умнее вас и успешнее. Люди обладающие словесно-логическим мышлением менее зависят от мнения других. Они умеют делать свои выводы. Они "видят" не только то, что лежит на поверхности. Для того, чтобы понять происходящие в жизни им не нужно "открыть глаза". Они уже открыты....

12 комментариев:

  1. Просто потому, что они сами не умеют думать. Очень мало кто из взрослых люей может действительно думать. Все они действуют по шаблону. Он может идти из родительской семьи, может быть внушен другими взрослыми, или тем же журналом космо.
    А учителя, у них есть методичка - совпадение с методичкой - пятерка. Любое отклонение снижает баллы. Даже если ты умный и говоришь толковые вещи, тебе все равно снизят балл, потому что не по методичке.
    И очень мало кто действительно знает свой предмет. И его понимает.
    Ну и получение знаний и хороший аттестат это две такие разные цели.
    Так что, все очень запущенно, запутанно и ваще. Как я рада, что больше не учусь.

    ОтветитьУдалить
  2. Знаешь, Аня, очень классная статья получилась, в тему)). Я тоже - не типичная ученица. Поэтому меня все считают жутко умной, поэтому и мальчики всегда меня стороной обходили, вплоть до замужества - не знали как подступится. А мне все казались такими тупицами. Учитель рассказывает - я уже все поняла, а другие не то, что не поняли, даже не помнят тему урока)). Из-за этого и скучно было в школе. Помню такой прикол со мной случился: на уроке истории учитель вызвал меня к доске и спросил, почему никто из стран-победителей второй мировой не ставил претензий по поводу раздела земель. Ну я и сказала, чтобы не создавать прецедента, поскольку каждая страна пострадала территориально в той или иной степени. Он мне поставил 5+ и еще недели две всем в учительской рассказывал, какая я умная. А ведь многие, если не все, даже не поняли что такое прецедент))). Своих малышей я не сюсюкаю, разговариваю с ними по-взрослому, объясняю все понятия и почему так или иначе. И Сашка мой кони еще с садика мочит)).

    ОтветитьУдалить
  3. Анна, читала и вспоминала свою школу, ответы на розданные вопросы -все так и было. Только я обожала учителей, которые не по учебнику спрашивают. Потому что спасибо моим маме и бабушке, что развивали мое воображение, открывали глаза. Мне кажется, что бесконечно важно с ребенком разговаривать. Как со взрослым, без сюсюканий. Спрашивать почему так или так, объяснять, направлять. Чтобы он сам искал ответы, решения.

    ОтветитьУдалить
  4. Замечательная заметка, Аня!
    "..Всё выше и вперед!.." (:

    ОтветитьУдалить
  5. dellenka, да, подавляющее большинство учителей работает по методичке. Но, хвала небесам, не все. Есть в этой стране ещё чудо-педагоги :))) Лично встречала.

    Галочка, мне повезло больше, чем тебе. В каждом классе, в котором я училась, были умные и очень умные рабята, а также, обычные и совсем обычные. В случае с литературой - это мой конёк :) Меня по учебе, да и в жизни, часто выручала художественная литература.

    Ксения, я всеми руками и ногами за "серьезные" беседы с ребенком. На меня иногда сморят, как на чудную, когда я годовалому ребенку объясняю, почему не стоит делать так-то и так... Обычно спрашивают: "Думаешь, он тебя понимает?"...
    Последнее время убеждаюсь, что он понимает больше, чем я могу предположить... :)))

    Аноним, спасибо :)) Мне приятно.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Анечка. Приятно читать слова благодарности. Просто мне нравилось читать вам книги и обсуждать их с вами. Мне это было интересно, и я счастлива, что мой интерес принёс вам пользу.

    ОтветитьУдалить
  7. Ой, здорово, спасибо. Бегу читать своим книжки. Самой себе только вот не успеваю их читать )))

    ОтветитьУдалить
  8. На здоровье!
    А я с таким упоением читаю сыну... столько новых и интересных книг открыла вместе с ребенком!
    Если Вы ещё не читали Свена Нурквиста, то рекомендую его серию про Финдуса и Петсона. Очень здорово читается!

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, Аня! Статья мобилизует к действию! А ещё какие полезные для детей книги и сказки Вы любите читать детям?

    ОтветитьУдалить
  10. Очень рада, что и Вам понравилась.
    На мой взгляд, есть некоторые очень хорошие сказки. Но их нужно подбирать с вниманием. Например, мне понравились албанские народные сказки про зверюшек. Я уже писала о них в блоге.
    С удовольствием читаю Т.Янссон про Муми-Троллей... Есть о чем поговорить и обсудить с ребенком.
    Винни-Пух, тоже книжка всех времен и народов! :)) Интересная, событийная и добрая.
    На самом деле список огромен... Может быть, чуть позже напишу об этом отдельным постом.

    ОтветитьУдалить
  11. Аня, спасибо за статью. Пока читала вспомнила школу ))) и про вопросы по не по порядку и про литературу (сама никогда ничего не читала, хотя сейчас жалею, а вот отвечала, только слушая ответы других и размышелния учителя).

    ОтветитьУдалить
  12. Пожалуйста. Всегда рада :)))
    Мария, я читала и много, просто не всё из школьной программы мне было интересно... Например, я не любила Пушкина. Собственно история описанная в посте произошла, как раз когда проходили "Цыгане".

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)