среда, 13 апреля 2011 г.

Реклама и дезинформация в детской литературе.

Сыну бабушка привезла несколько тоненьких книжечек. Книжечки, как книжечки. Яркие, картинки вроде приятные. Но при более внимательном изучении понимаешь - качество иллюстрации оставляет желать лучшего. В двух из пяти книг очень яркие иллюстрации, но все животные на одно "лицо". Хотя это даже не самое страшное в этих книжках. Больше всего меня шокировало вот это:
Сюжет в книге такой: петух заболел ангиной. Все его лечат. Куры принесли ему молочка.
Я книжку вдоль и поперек пересмотрела. Так и не увидела, чтобы спонсором или инвестором выступала компания "Вимм-билль-данн". Что это? Жест доброй воли? Или огромная любовь к производителю молока? А может "художник" считает, что всё дети смотрят телевизор и так будет понятнее? С другой стороны, события разворачиваются в деревне. Почему куры приносят петуху молоко в упаковке из магазина, а не в кувшине или банке трехлитровой? Коровы нет? На сколько мне известно, в деревне, если нет коровы у тебя, то почти наверняка, она есть у соседей. Именно у них оно и покупается. Во всяком случае, так было в моем детстве. Я в шоке... Неудивительно, что многие дети считают, что молоко берется в магазине. Видимо, нынче так думают не только дети, но и взрослые.

Ещё интересный факт. Абсолютно все утки - селезни! В этих книжках мне не посчастливилось лицезреть ни одной утки! Утята и селезни!

Рад утенок: - Кря-кря-кря,
Плавать я люблю не зря!
В речке чистая водица
Ходит волнами, искрится.
Поплыву за мамой-уткой,
Рассекая воду грудкой.
В. Хесин
Это нормально? Скажите пожалуйста, а где на этой картинке мама-утка? Папу-утку вижу, а маму нет. Наверное уже уплыла вперед. Хорошо, у нас с утками нет дефицита, всегда можно живых ребенку показать. Но всё же меня это возмущает. В моем детстве были книжки с нормальными рябыми утками. Единственное, что точно помню, в одной книге К. Чуковского про Айболита была картинка с ананасами на пальмах. Наверное, именно она привела в глубокое заблуждение тысячи советских детей, что ананасы растут на пальмах. Никогда не забуду, как мой начальник, дяденька лет под сорок, приехал из жарких стран и восторженно заявил: "Представляете, а ананасы растут, как наша капуста - на земле!"

Ох, уж эти иллюстраторы детских книжек... глаз да глаз за вами!

5 комментариев:

  1. Действительно, все животный под одну болванку))). А семейка селезня может гомосексуальная? А че, щас же это нормально папа-папа и папа-мама:).

    ОтветитьУдалить
  2. М-да... вроде и думаешь, разглядывая в книжных магазинах, какое разнообразие, какая полиграфия. А вот так откроешь и ...
    Помню моему 5ти летнему ученику подарили книгу про появление детей. Там был такой "треш". Что у папы краник, а у мамы дырочка в животе и дословно "детей из попы не вытаскивают, как думают многие". Это же травма ребенку на всю жизнь. Прибила бы и авторов таких и иллюстраторов.

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, Галя, в данном случае я не думаю, что художник так далеко зашел :D Подозреваю его в невежестве.
    У меня был друг, он рассказывал историю про своего папу. Они гуляли в парке и проходили мима пруда с утками. Мама наблюдая за уткой с выводком сказала:
    - Интересно, а где её гнездо? Где она птенцов высиживает?
    - А может она живородящая? - очень серьезно ответил папа.
    Друг говорил, что они с мамой ещё месяц отца "живородящим" обзывали. Дяде на тот момент было больше тридцати.

    Ксения, я таких книжек "откуда берутся дети" вообще боюсь. Единственная адекватная, на мой взгляд, была у меня в детстве. Там все по-честному. Но без лишних подробностей. Рисунки реалистичные и написано хорошим языком.

    ОтветитьУдалить
  4. В немецких книжках об устройстве мира и человека, я дошла до раздела "Семья". Там на полном серьезе объяснялось ребенку, что семьи бывают трех типов:
    1) мама-папа
    2) папа-папа
    3) мама-мама

    Я пришла в ужас. Но моя собственная мама меня "успокоила":
    - А что ты хочешь? Если правительство узаконила такие браки и приняло поправки к законам соответствующие, и детям предстоит жить в обществе, где есть такие семьи, то соответственно в книжке должны это объяснять с детства.

    Это не спасло меня от ужаса, тем не менее.

    ОтветитьУдалить
  5. Честное слово, я не знаю как относится к тому, что теперь семьи трех типов - это норма. Я не гомофоб. Но всё же считаю, что не стоит это пропагандировать.

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)