среда, 20 апреля 2011 г.

О "Безумном Маро" Д. Киза и доверии.

Д. Киз
Не люблю слово "фанатизм" и все производные от него. Но я не знаю лучшего слова, которое может описать мое отношение к американскому писателю-фантасту Дэниелу Кизу, чем "фанатка".
До окончания школы я не увлекалась научной фантастикой, хотя дома у нас была хорошая подборка книг в этом жанре. Предпочитала классические романы, такие как М.Митчелл "Унесенные ветром" или Стендаль "Красное и черное". После школы мне довелось познакомится с молодым человеком библиоманом. Он же, в свою очередь, познакомил меня с классикой научной фантастики. Одной из первых книг, которую он мне посоветовал, была как раз книга Д. Киза "Цветы для Элджернона". Совершенно потрясающее произведение. В основе всех творений Д. Киза заложена глубокая психологичность. Околофантастическая оболочка всего лишь красивое обрамление. Автор не "бытовой" психолог. Его книги написаны не просто на врожденном чутье и знании людей. Киз имеет степень бакалавра по психологии. Чем импонируем мне ещё больше.
Очень захотелось рассказать о его "Безумном Маро".
"Маро распознает цвета за пределами видимого глазом спектра с такой же легкостью, с какой мы отличаем розовое от голубого на детском платьице. Он слышал радиоволны высокой частоты так же отчетливо, как собачий лай."
Юджину X. Денису было дано задание некой организацией, которая собирает особенных детей, найти Маро и договориться с ним о его отправке в 2752 год. Он был нужен там для выполнения "работы, которая оказалась не под силу ни одному живому существу, рожденному до или после него."
Дэнису предстоит непростая работа убедить Маро ему поверить, довериться. Для этого он начинает опрашивать его знакомых и друзей... В результате Дэнис попадает в затруднительное положение. Ведь все рассказывают словно о разных людях. Ничего общего между описанными образами нет... Маро просит Юджина довериться ему. Но как это сделать? Как можно доверять такому лицемерному, непонятному, необузданному и дикому человеку?...
Каждый из знакомых видит Маро таким каким себе представляет. Мальчишка словно зеркало отражает отношение людей к нему. Если общество считает его безумным - он безумен. Если считают нежным и тихим ребенком - он такой... Всё зависит от вас.
Чтобы необузданный подросток доверился Дэнису, Дэнис должен довериться ему. Вот отрывок из рассказа. Это последняя встеча Юджина и Маро:

"Он знал, что там хранится пистолет. Маро как будто почувствовал мою готовность верить ему до конца и подсказал мне, как доказать это.

А что, если я ошибаюсь? Что, если Маро был не совсем тем, в кого я верил? Что, если он меня не остановит? Глупо… абсолютно смехотворно доверять кому-нибудь до такой степени. Такого доверия человек не может проявить даже к самому себе.

В моем мозгу пронеслась картина – воспоминание детства.

Мой отец стоит на нижней ступеньке лестницы. Я на пять или шесть ступенек выше. Он протягивает ко мне руки. Прыгай, мальчик! Он поймает меня. Я боюсь. Он уговаривает меня, убеждает. Папочка не даст мне упасть. Я прыгаю. Он отодвигается, и я с криком падаю на пол. Мне больно и обидно. Почему ты обманул меня? Почему? Почему?..

Смех, слова и голос отца я не могу забыть:

– Для того, чтобы научить тебя не доверять никому, даже собственному отцу!

Может быть, поэтому я не женился, не любил и ни в кого не верил? Может быть, за прочной защитной скорлупой подозрительности в моей душе жил страх, который все эти годы держал меня в плену?

Я понимал, что в этот момент мое решение было так же важно для меня, как и для Маро. Если я сейчас отступлю, то никогда в жизни не смогу никому доверять."

Не буду рассказывать, чем всё закончилось. Если интересно можете прочитать тут.
Для меня этот рассказ послужил образцом того, как мы взрослые портим жизнь своим детям. Как порой трудно перешагнуть через свои принципы, стереотипы, шаблоны и установки. Пример того, что отношения стоить с ребенком, подростком должен взрослый, а не ребенок, как у нас принято...
А доверие в нашем общество вообще отдельная песня. Я встречала семьи где родители недоверяют детям. Дети - родителям. И не без основания. Они постоянно обманывали друг друга. Зачем? Ради чего?
Меня часто называют доверчивой и наивной. Мне везет. В 9 из 10 случаев мое доверие оправдывается. Не так давно я познакомилась с девушкой в интернете. Пригласила погулять вместе. Но так сложились обстоятельства, что она приехала, а гулять я уже не могла. Поэтому я пригласила совершенно незнакомого мне человека к себе в дом. Ладно бы я одна была, так ещё с маленьким ребенком... И знаете что? У меня теперь есть замечательных друг...
Кто-то скажет, что мне просто повезло. Да, повезло. Но мне так везет с завидной частотой. Может и вправду мы все в какой-то степень "зеркалим" отношения?
Не пожалейте полчаса, а может и меньше, чтобы прочитать этот рассказ. Возможно, он даст вам ключ к пониманию отношений со своими детьми, друзьями или родителями...

5 комментариев:

  1. Я бы тебя тоже пригласила к тебе - выпили бы по чашечке чая со смородиновыми листиками:). Спасибо, Ань, за очередную пищу для размышлений. Обязательно прочту рассказ.

    ОтветитьУдалить
  2. Аня, спасибо за ссылку. Постараюсь прочитать. Дело в том, что я фантастику не очень люблю, но вы верно выразились про "фантастическую оболочку" и глубокий психологизм внутри. нужно просто уметь его прочувствовать,а у меня не всегда выходит от чего-то*(
    Меня вот тоже часто называют доверчивой и наивной. Я даже обижалась на это внутри. а теперь понимаю, что все же лучше быть наивной и доверчивой, чем желчной и озлобленной.

    ОтветитьУдалить
  3. Галя, всё возможно. Я ещё не была в Киеве, но обязательно побываю. И когда соберусь, сообщу :)))

    Ксения, я тоже не любительница этого жанра, но Киз это особая фантастика... Да, я его фанатка! :D
    А наивность продлевает молодость. Знаю по своей маме. И действительно, лучше быть наивной, чем желчной и озлобленной. Ведь у нас наивных жизнь добрее и светлее.

    ОтветитьУдалить
  4. Ого, да я не одна в этом мире! Вау! А то мой начальник говорит, что из "придурошных в неснимаемых розовых очках" я одна на свете осталась:))
    Иду читать по ссылке. Очень интересная тема.

    ОтветитьУдалить
  5. Если бы мы были одни в "розовых очках" мы бы не выжили :D
    Срочно нужно организовать общестно "Наивных" :D

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)