В очередной раз наводила порядок на полках. Нашла старые лекции, стала перечитывать. Столько интересного забывается...
Был у нас такой предмет "психология общения". На одной из лекций нам поведали про ошибки восприятия. Существует семь основных ошибок. Думаю, каждый с ними сталкивался лично. Очень захотелось поделиться. На сколько позволит моя фантазия, постраюсь приводить примеры на детско-родительских отношениях.
1. Позиционные ошибки - человек находящийся внутри ситуации больше склонен видеть причины происходящего в обстоятельствах, а внешние наблюдатели в действиях непосредственных участников.
Машенька думает, что дети во дворе с ней не играют, потому что они плохие. Машенькиной маме кажется, из-за того, что она не делится игрушками и может стукнуть товарища.
Или:
Леночка убеждена, что трояк по физике из-за того, что "физичка" дура и её не любит. А её маме кажется, из-за того, что доченька физику не учит.
2. Иллюзорные корреляции - человек предает значение одним факторам ситуации, но абсолютно игнорирует другие.
Света не вымыла посуду к приходу мамы. Свету нужно наказать. И маме совершенно всё равно, что Света не вымыла посуду из-за того, что их затопили соседи и дочь всё это время собирала воду в ванной.
Или:
Коля ужасный ребенок - разодрал коленки и брюки порвал. И совершенно не важно, что это случилось из-за того, что лез через кустарник, чтобы сорвать для мамы самые красивые цветы...
3."Ошибка ложного согласия" - если поступок человека соответствут вашим представлениям о "правильности", то его поведение нормально.
Сын ест кукурузные палочки, после чего со смаком обсасывает пальцы. Папа требует, чтобы он прекратил так делать, потому что это некультурно и не гигиенично. Мама возражает: "А что? Пусть делает! Я тоже так ем."
4."Смотря о ком речь" - отношение к поступкам людей зависит от того, кто именно их совершает.
Мама с едет с сыном в автобусе. Рассуждает о том какая пошла молодежь и места никому не уступает. При этом для неё совершенно нормально, что сын сидит рядом и не уступает место старушке стоящей напротив.
5."Смотря о чем речь" - если последствия действия незначительны, то им не придается значение и оправдывается.
Ну подумаешь Оксаночка кинула песок в глаза малышу, ничего страшного. Ну и что? Она же его не убила и не покалечила. Проплачется и всё пройдет.
Или
Толик сказал учительнице, что это Ванечка вчера колбу в лаборансткой (все равно Ваня заболел и его неделю не будет), а не он. Через неделю, про эту колбу уже все забудут.
6."Вера в справедливость мира" - чем больше страдает человек, тем в большей степени он представляется стороннему наблюдателю неприятным и заслуживающим того, что с ним происходит.
Люди у нас, конечно, в своем большинстве эмпатийные и доброжелательные, но...
Вот Настенька учится на вечернем, работает, квартиру снимает, ребенка одна воспитывает... Живет впритык по деньгам. Маме ещё помогает и ничего не успевает, ходит как самнамбула. Мрачная-мрачная. Переодически срывается и говорит, что у неё "полная жопа". А окружающие думают: "Если бы она не спала с кем попало... Если бы замуж вышла.... сама виновата!"
7."Собственные страдания" - люди реально пострадавшие от несчастного случая лучше справляются с психологическими проблемами и быстрее выздоравливают, если обвиняют себя.
Примера яркого придумать не могу, но прокомментирую.
Тут надо отметить, если человек, винит себя по принципу "я во всем виноват", "я дурак": маловероятно, что у него что-то получится.
Но если он рассуждает "Это из-за того, что я слишком импульсивен, надо себя контролировать", то вполне себе может со всем справится сам.
Как-то так... лично я к некоторым из этих "ошибок восприятия" была склонна. Не на этих примерах, конечно. Но всё же. Сейчас вроде не позволяю себе такого образа мысли. Взрослею. :)
Был у нас такой предмет "психология общения". На одной из лекций нам поведали про ошибки восприятия. Существует семь основных ошибок. Думаю, каждый с ними сталкивался лично. Очень захотелось поделиться. На сколько позволит моя фантазия, постраюсь приводить примеры на детско-родительских отношениях.
1. Позиционные ошибки - человек находящийся внутри ситуации больше склонен видеть причины происходящего в обстоятельствах, а внешние наблюдатели в действиях непосредственных участников.
Машенька думает, что дети во дворе с ней не играют, потому что они плохие. Машенькиной маме кажется, из-за того, что она не делится игрушками и может стукнуть товарища.
Или:
Леночка убеждена, что трояк по физике из-за того, что "физичка" дура и её не любит. А её маме кажется, из-за того, что доченька физику не учит.
2. Иллюзорные корреляции - человек предает значение одним факторам ситуации, но абсолютно игнорирует другие.
Света не вымыла посуду к приходу мамы. Свету нужно наказать. И маме совершенно всё равно, что Света не вымыла посуду из-за того, что их затопили соседи и дочь всё это время собирала воду в ванной.
Или:
Коля ужасный ребенок - разодрал коленки и брюки порвал. И совершенно не важно, что это случилось из-за того, что лез через кустарник, чтобы сорвать для мамы самые красивые цветы...
3."Ошибка ложного согласия" - если поступок человека соответствут вашим представлениям о "правильности", то его поведение нормально.
Сын ест кукурузные палочки, после чего со смаком обсасывает пальцы. Папа требует, чтобы он прекратил так делать, потому что это некультурно и не гигиенично. Мама возражает: "А что? Пусть делает! Я тоже так ем."
4."Смотря о ком речь" - отношение к поступкам людей зависит от того, кто именно их совершает.
Мама с едет с сыном в автобусе. Рассуждает о том какая пошла молодежь и места никому не уступает. При этом для неё совершенно нормально, что сын сидит рядом и не уступает место старушке стоящей напротив.
5."Смотря о чем речь" - если последствия действия незначительны, то им не придается значение и оправдывается.
Ну подумаешь Оксаночка кинула песок в глаза малышу, ничего страшного. Ну и что? Она же его не убила и не покалечила. Проплачется и всё пройдет.
Или
Толик сказал учительнице, что это Ванечка вчера колбу в лаборансткой (все равно Ваня заболел и его неделю не будет), а не он. Через неделю, про эту колбу уже все забудут.
6."Вера в справедливость мира" - чем больше страдает человек, тем в большей степени он представляется стороннему наблюдателю неприятным и заслуживающим того, что с ним происходит.
Люди у нас, конечно, в своем большинстве эмпатийные и доброжелательные, но...
Вот Настенька учится на вечернем, работает, квартиру снимает, ребенка одна воспитывает... Живет впритык по деньгам. Маме ещё помогает и ничего не успевает, ходит как самнамбула. Мрачная-мрачная. Переодически срывается и говорит, что у неё "полная жопа". А окружающие думают: "Если бы она не спала с кем попало... Если бы замуж вышла.... сама виновата!"
7."Собственные страдания" - люди реально пострадавшие от несчастного случая лучше справляются с психологическими проблемами и быстрее выздоравливают, если обвиняют себя.
Примера яркого придумать не могу, но прокомментирую.
Тут надо отметить, если человек, винит себя по принципу "я во всем виноват", "я дурак": маловероятно, что у него что-то получится.
Но если он рассуждает "Это из-за того, что я слишком импульсивен, надо себя контролировать", то вполне себе может со всем справится сам.
Как-то так... лично я к некоторым из этих "ошибок восприятия" была склонна. Не на этих примерах, конечно. Но всё же. Сейчас вроде не позволяю себе такого образа мысли. Взрослею. :)
Очень интересная статья! А вы на психолога учились?
ОтветитьУдалитьХочется сказать еще насчет 3-го пункта "Ошибка ложного согласия". Я иногда ее осознаю, но не считаю нужным исправлять. Воспользуюсь вашим примером: если оба родителя облизывают пальцы после еды, то ребенку это запрещать как-то глупо, да? Начинать с себя нужно, а потом уж ребенку указывать.
Ох, как вовремя твой пост, Аннет! У меня как раз дома ситуация "закачаешься". Соседи наши прочли мой пост про свою собаку и устроили нам (вернее, мне) вырванные годы. Я у них получилась "двуличной сволочью". А все потому, что просто не знаю как объяснить людям очевидные вещи. Мы с ними живем, что называется, на разных планетах. Вот тебе и ошибки восприятия.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Да, училась.
ОтветитьУдалитьПро третий пункт. Если выбирать из двух зол: то, конечно, меньшим злом будет промолчать про облизанные пальцы, чем облизывая говорить: "Никогда так не делай!" Т.ч. Вы совершенно правы, начинать нужно с себя.
В мелочах может и не столь существенна эта "ошибка". Тут каждый для себя сам решает. Изначально я писала примеры, не про детей и к этому пункту было:
Ира изменила Пете, когда отдыхала на море без него. "А что тут такого? - говорит Настя - я сама пару раз так делала. Это освежает отношения!"
Ой, Галочка, я пока ответ писала, на первый коммент, ты тут такое написала...
ОтветитьУдалитьСлушай, если хочешь можем попробовать обсудить конкретно Вашу ситуацию по скайпу?
Можно, конечно, только ближе к вечеру - у нас сейчас дела огородные начались:).
ОтветитьУдалитьВот в тему, буквально вчера прислали ссылку
ОтветитьУдалить10 глупейших ошибок, которые совершают люди (http://netnotes.narod.ru/philos/t14.html)
:) Отличная статья. Спасибо.
ОтветитьУдалить