понедельник, 25 апреля 2011 г.

Особенные дети.

Вчера ходили всей семьей в "Детский мир" покупать чаду обувь. Пока мы мерили Костику ботиночки к нам подошла девочка. Она посмотрела на меня и стала что-то говорить и показывать пальчиками на новые туфельки. Я улыбнулась ей и ответила, что туфельки очень красивые... Потом она стала звать маму, уходить к ней и снова возвращаться и показывать пальчиками на свою обувку... Я продолжала общаться с ней в том же ключе. Муж меня одернул напомнив:"Мама, про сына не забывай!" Собственно, нам нужно было уходить. На прощание помахала девочке рукой. Меня проводили две пары грустных глаз: малышки и её мамы. О чем думала, мама? Что она переживала в душе?
Мы вышли. Сережа меня спросил:"Ань, а это был нормальный ребенок?"
Нет. Я очень плохо знаю, как внешне проявляются, те или иные "особенности". Но девочка явно была не как большинство детей. Скорее всего, в медицинской карточке у неё стоит "синдром Дауна". Но это только мои предположения.
Встреча с этой малышкой заставила меня задуматься вот о чем: как объяснить своему ребенку, что это за дети? В памяти всплыло, как дочку моей подруги дети называли Дауном. В действительности ребенок был слабовидящим, с повышенным внутричерепным давлением, вследствие чего была некоторая задержка развития. Лично слышала, как родители с легкостью отвечали своим детям на вопрос:
-Почему девочка такая странная?
-Да она больная. Даун.
По-моему, это ужасно. Дети все запоминают и начинают дразнить, обзывать... хотя изначально просто с настороженностью относились к девочке. После такого объяснения все страхи проходят и ребенок делится со всеми своим новым познанием. Он ставит товарищу по играм диагноз.
Когда я была сама маленькой, пару раз встречала "особенных" детей. Желания дразнить их у меня не возникало. Просто до полусмерти их боялась. С чем связан этот страх не знаю. Так же не помню, что мама мне отвечала на вопросы... в отношении этих детей чаще всего слышалось "умственно отсталый". Может поэтому их и боялась. Боялась, что они ничего не понимают и могут меня ударить.
В поселке, где сейчас живет моя мама тоже есть такой "особенный" парень. Я думаю ему не меньше 30. Возраст очень сложно определить. Совершенно безобидный человек. Зовут Мишей. Он часто встречает автобусы из Москвы и спрашивает проходящих: "С автобуса, да?" Большинство отвечает. Дети иногда над ним подсмеиваются. Но в общем, его никто не обижает. Однажды видела, как он переходил через дорогу. Все сделал как положено посмотрел налево, потом направо. Меня почему-то это так восхитило... Подумала, что он большой молодец. И бабушка его молодец...
Но я немного ушла от темы. Ведь некоторые дети смеются и дразнят таких, как Миша. Даже те дети, чьи родители относятся к Мише с сочувствием и говорят, что нельзя смеяться над больными. Скорее всего, дело в том, что они когда-то поставили Мише "диагноз", как в случае с дочерью моей подруги.
Как же объяснить ребенку, что это за особенные детки, чтобы сформировать нормальное человеческое отношение к ним?
Я спросила об этом у мужа.Он предположил, что нужно объяснить это, как то что дети больные, их нужно пожалеть...
Меня же очень смущает слово "больной". Я думала немного о другом. Ведь если объяснять это ребенку в районе 3-4 лет (в более раннем возрасте дети просто не замечают разницы), то слово "больной" может проассоциироваться с "заразный". Ведь мы часто говорим детям в поликлинике: "Не играй с ним. Он болеет. Заразишься! А ты только вылечился..." Но опять-таки это мои фантазии и заморочки.
Я придумала такое объяснение. Что эти дети особенные. Они не хотят взрослеть. Они просто выросли, но остались в душе совсем маленькими детками...

Что вы думаете об этом? Сталкивались ли с чем-то подобным?..

7 комментариев:

  1. редкие дети хотят вырасти по-настоящему. Поэтому такое объяснение может подорвать некоторые моменты в развитии.
    В нашей семье зреет такая ситуация объяснения. Но тут в роли больной - я, у меня диабет. И сын уже сейчас берет мои ланцеты и ручки и тычет ими в живот и говорит "коль-коль!" Меня это повергает в глубокую депрессию. Если ему сказать, что мама болеет...нда. Да и вырастет вероятность того, что немного еще повзрослев он схватит мой инсулин и сделает себе укол, когда заболеет гриппом, например. Если он будет видеть во мне авторитет и я скажу, что я особенная, то он будет грустить и тоже захочет стать особенным, как мама((( Тоже плохо!
    Поэтому для меня выход один - рассказывать все как есть. Про синдром дауна - что у этих детей-людей все впорядке с головой, что они все понимают и знают, а физически им трудно, потому что их тело их не слушается по ряду причин! Поэтому с ними можно играть и рассказывать им все-все, но вот "говорят" они на языке особенном, и двигаются по-особенному, поэтому им можно помочь, но не жалеть. А про диабет - расскажу сыну всю голую правду-матку об обмене веществ) И не буду бояться, что он не поймет.

    ОтветитьУдалить
  2. Я согласна с Annoi (Трямтрямдия) в том, что детям стоит рассказывать об "особенных людях-детях" всё как есть. О том, что нам, здоровым очень повезло и здоровье своё нужно беречь.
    Мне кажется, сами взрослые боясь и не умея общаться с "особенными", передают это неумение и страх своим детям.
    Я сама, испытав большой дискомфорт, и не зная как общаться с сестрой, ставшей инвалидом, интуитивно разговаривала с ней как и раньше, когда она была здорова.
    Теперь, находясь в таком же положении, я понимаю, что поступила тогда правильно. С "особенными" нужно общаться на равных, учитывая, что можно, а что нельзя делать в их отношении.
    Думаю, этому и стоит учить своих детей. И тогда они вырастут честными, справедливыми, умеющими сопереживать.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я бы тоже объясняла что это особенные дети. Именно особенные, не больные. Болезнь, это как клеймо. Надо учить деток принимать людей такими как они есть, и самим относится к таким людям как к обычным.

    ОтветитьУдалить
  4. Мне нравится определение "особенные". но ребенку важно объяснить, чем они особенные, сказать честно и прямо. Чтобы у него не возникало желания обидеть или обозвать. И мне близка идея Tapeshi, что надо с ними общаться на равных, и принимать их такими, какие они есть. Я даже думаю, что жалость им наша не нужна. Они не понимают наверное, что они какие-то не такие и счастливы в своем мире. И слава Богу.

    ОтветитьУдалить
  5. В моей жизни было несколько больных детей: были и с болезнью Дауна и с ДЦП. Было это в детстве, поэтому плохо помню, что мне говорили, но относилась я к ним, как к и к другим, чуть более трепетно что-ли. Т.е. я понимала. почему они не могут играть со мной в салочки или скакать в классики, а в остальном общение было как с обычными детьми.
    Мне очень понравилось выражение Особенные детки. только действительно ребенку нужно расшифровать почему особенные. Объяснить, что над ними нельзя смеятся. потому что недостаток исключительно физический и они не виноваты, а думает и мыслит особенный ребенок так же, как и обычный и ему может быть очень обидно и больно, если его обижать и обзывать. хотя мне кажется. что когда начешь малышу объяснять что к чему, он сам задаст ритм разговора своими вопросами

    ОтветитьУдалить
  6. вот уж и вправду темка...никогда не задумывалась, как объяснить, кто такие эти дети....по жизни были такие - никогда не смеялась, может, жалела, а, может, что-то другое....мне кажется, ребенок не нуждается в нашем объяснении словами - больше он ОТНОШЕНИЕ наше почувствует и то, КАК мы будем рассказывать о таком ребенке (спокойно или нервничая, подбирая "нужные" слова)...поэтому нужно, наверно, заранее подумать об этом....впрочем...кто знает? я бы наверно сказала так: мальчик/девочка вот такая - люди бывают разные....

    ОтветитьУдалить
  7. Anna (Трямтрямдия), да наверно так и нужно. Честно все рассказать, как есть. Просто я пытаюсь подобрать "правильные" слова...
    Вам же от всей души желаю сил и здоровья.

    Мария, если говорить о детках с синдромом Дауна. То мыслят они как раз немного иначе. У них есть некоторая задержка развития. То, что обычный ребенок может понять и освоить в два года, "особенный" поймет в четыре... собственно, поэтому меня и посетила мысль, про оставание в детстве. Просто смотря, о каких детях мы говорим... Если дети с ДЦП, то тут для меня всё просто для объяснения. Всё как написала tapesha.

    Я думаю Вы, Мария, и Вы, Настя Солнечная очень правы в том, что ребенок при разговоре сам задаст ритм и нужно говорить об этом спокойно :)

    Огромное спасибо всем, за Ваше мнение. Вы очень помогли собрать все мысли в одну :))))

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)