понедельник, 22 августа 2011 г.

Можно или нельзя врать?

Суббота. Еду в маршрутке из Подмосковья в Москву. Не еду, а просто лечу. Дорога свободная. Рядом сидит женщина в летах. Звонок. Она поднимает трубку: "Да, алло. Да, знаете я в пробке, буду в офисе минут через сорок, перезвоните..."
Легко, не задумываясь, эта женщина врет собеседнику. Сколько раз в деть она так врет, по мелочам? А вы? Вы, когда-нибудь пробовали подсчитать сколько раз в день врете себе и другим?

Самообман. Мы все этим занимаемся. Или почти все. Пусть будет так - большинство занимается самообманом. Кто-то с упоением, кто-то тихо и робко, даже не замечая этого, кто-то осознанно, кто-то не очень. Но мы врем не только себе но и другим. Мы подменяем понятия и продолжаем врать. Нет жизни без вранья. Тот кто говорит, что никогда не врет - самый подлый лгун. Просто "маленькая ложь" для такого человека и не вранье вовсе...

Во многих психологических тестах существует шкала лживости, для оценки достоверности результатов. Туда входят вопросы типа: "Вы когда-нибудь опаздывали на встречу?"
Я не знаю, людей которые никогда никуда не опаздывали. Даже я, считающая себя весьма пунктуальной дамой, периодически приходила с опозданием. Просто, потому что попадала в пробку или не приходил во время транспорт. Т.е. люди, которые стремятся не опаздывать существуют, но и они хоть раз попадали в такие обстоятельства из-за которых задерживались. Среди этих людей есть те, кто ответят на подобный вопрос отрицательно и соврут. В первую очередь себе.

Я много писала о сказках и о том, что во многих из них учат вранью, особенно в русских народных. Мой муж  не так давно слышал по радио, что ученые пришли к выводу, что дети которые научились врать до двух лет более успешны, чем те кто научился обманывать позже.

Я всегда считала себя честной. Но и это самообман. При чем навязанный стереотипом: люди рожденные под знаком зодиака Стрелец предельно честны. Да, честны, но там где их не просят и где их правда и честность никому не нужны и даром. Я всегда врала по мелочам и при этом продолжала считать себя честной. Да здравствует самообман!

Умалчивать правду, это тоже вранье. Осознанное искажение действительности. Умалчивая истинную ситуацию вы вводите собеседника в заблуждение и он пребывает в искаженной действительности. Человек не может действовать адекватно в сложившейся ситуации из-за недостатка информации.

Каждый день я слышу, как родители врут детям: "Миша, скорее пойдем домой, а то парк закроется и мы тут останемся на ночь" - парк в принципе не закрывается, он даже не огражден.
"Никита, смотри уже все детки пошли домой кушать и нам пора..." - детки просто ушли на другую площадку, в тень.
"Если ты будешь есть вишню с косточками, то у тебя в животе вырастет дерево!" - вообще тихий ужас. Лично, я очень этого боялась, но есть косточки продолжала...
"Если ты не будешь трудиться, то обрастешь волосами и станешь обезьяной" - так пугала мама одного моего знакомого. В пубертат у него стали расти волосы на руках и он пришел в ужас!

Пока я ничего подобного не говорила сыну, но думаю сочинить какую-то байку ещё доведется. Просто знаю одно - всегда нужно думать о последствиях вранья. Рано или поздно ребенок узнает, что парк не закрывается и больше не поверит маме, даже если они будут в другом месте и это уже будет правдой.
Мало, того, я постоянно слышу, как родителя говорят детям: "Это ты выдумываешь, обманывать не хорошо..." И тут же сами врут ребенку.

Мы призываем детей говорить правду, а потом при них же обманываем знакомых. И нередко попадаем в неловкие ситуации, когда наш же ребенок нас выдает. Тут же не отходя от кассы, нас уличают в вранье. Родители кидаются на ребенка: "Зачем ты это сказал? Кто тебя спрашивал?" Аргумент малыша: "Ты сама говорила, врать нельзя!"
Действительно, почему ребенок слыша как родители говорят неправду встревает в разговор и сообщает истину? Всё очень просто: дети предполагают, что родитель забыл, ошибся... Своей реакцией мы даем понять детям, что врали осознанно. Мы подсознательно даем им понять, что врать можно. Плохо не врать, плохо, когда узнают, что ты врешь. Обманывать можно, но нельзя попадаться на вранье. Именно такие выводы делают наши дети наблюдая за родителями.
И вот встает вопрос: говорить ли ребенку, что ложь это плохо?
Ведь бывает так, что ложь спасает семьи от распада, спасает дружбу, сохраняет мир на земле. И наоборот: правда приводит к разрушению, горю, слезам и тем же войнам.
Мы врем друзьям:
"Мы не можем прийти к вам в гости, у нас ребенок плохо себя чувствует" - просто не хочется никуда идти. И в то же время, такой ответ не испортит отношений.
"Я попал в ужасную пробку, там какая-то авария была..." - банально проспал, но избежал выговора на работе.
Это жизнь. Врут все и с этим стоит мириться. Но ложь часто всплывает. Нередко это приводит к трагедиям...
Но меня волнует как никогда: почему? Почему родители всё время, из поколения в поколение, говорят о том, что врать нельзя, плохо, некрасиво. Тем временем, дети вырастаю и обманывают окружающих и себя. Обманывают и уже учат своих детей: "Врать нельзя, это плохо и некрасиво!". А самая главная ложь: "Врать нельзя". Можно, но в большинстве случаев просто не нужно...
Наверное, как-то так.

10 комментариев:

  1. Отвечаю на последний вопрос: потому что родители не умеют правильно формулировать свои требования, и их "врать нельзя" на самом деле означает "нельзя врать родителям" или даже "нельзя врать родителям, пока не достигнешь совершеннолетия" ))

    ОтветитьУдалить
  2. Да, да... а потом ври на здоровье, только смотри не попадись :)))
    Я об этом уже думала. Но есть ещё такая популярная формулировка: "Старшим [взрослым] врать нельзя!" А всем остальным получается можно...
    А, вообще, как часто детям объясняют, почему врать нельзя? Кому-нибудь в детстве говорили: "Обманывать, нельзя, потому что..."?

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, такой сложный ворос...я, пожалуй, сознаюсь, что не знаю как на него ответить. Вот мне родители никогда не говорили, что обманывать нельзя. Они в нас с сестрой честность как-то своим примером пытались воспитывать, ни разу не помню чтобы мы "поймали" их на обмане. Я еще, кстати, читала, что дети до 3 лет обмынывать и хитрить впринципе не умеют, т.к. у них еще не настолько развито абстрактное мышление. Но по своим замечаю, что в 2 с половиной вполне уже способны хитрить :)

    ОтветитьУдалить
  4. Сложный. Я тоже не могу найти ответ однозначный.
    Про хитрить. Костик очень любит лить воду из бутылки. Как только он начинает это делать бутылка отбирается. И вот он в 1 год и 2 месяца сидит спиной ко мне и льет воду. Я спрашиваю: "Костя, ты льешь воду?" Он не оглядываясь тут же засовывает бутылку в рот.
    Мне, кажется, это уже можно назвать "хитрит" :)

    ОтветитьУдалить
  5. Аня, твоя статья застала меня в расплох. С одной стороны я считаю себя честным человеком, иногда даже чересчур (кстати я стрелец ;) ) В какой-то момент, в детстве, я поняла, что врать можно, можно недоговаривать. но главное, как ты сказала "не попасться". Причем это мне объяснила мама своим поведением, словами она говорила, что врать нельзя. Сейчас по крупному я никогда никому не совру, но вот мелочи, типа "опоздала, потому что была пробка" проскакивают. Не знаю, как с этим бороться, но хочется научить ребенка обходиться без обмана в этой жизни, хотя иногда это не реально. Скорее всего тут не нужны слова, нужно показывать своим примером. Поэтому придется учиться быть еще честнее, чтобы малыш видел это.

    ОтветитьУдалить
  6. Анна, я тоже не очень понимаю, почему бы не объяснить ребенку, что нельзя врать родителям, потому что они несут за тебя ответственность, а если они не будут знать правду о том, что с тобой происходит, то не смогут достаточно хорошо выполнять свои обязанности.

    ОтветитьУдалить
  7. Вранье не люблю. Особенно такое, как вранье этой женщины в начале поста. Ну зачем врать? Ну скажи просто "Я скоро подъеду, буду через 40 мин." Нет, нужно придумать историю с пробками.

    Я не уверена, что не сказать правду всегда = соврать...сложный вопрос.

    ОтветитьУдалить
  8. Маш, я вот понимаю, что без обмана никак. Нас вынуждают обманывать. Например те же родители. Дети перестают говорить правду, потому что знают, что это огорчит родителей. Я думаю, даже будучу взрослыми, мы вынужденны врать, ради спокойствия наших родных...

    Марика, да. Я тоже считаю, что детям именно так и нужно объяснить. Только, я бы сформулировала чуть по-другому: "Нужно говорить родителям правду, чтобы они в случае чего могли тебе помочь"...

    Tania, вранье типа: "Я не могу, потому что заболела" или "Задерживаюсь, потому что в пробке" способ избавиться от дальнейщих расспросов.
    ЧАсто сталкивалась с тем, что отвечаю "нет", а мне: "А почему?". Раньше, я тоже что-то сочиняла, сейчас отвечаю: "У меня на то есть свои причины".

    ОтветитьУдалить
  9. Жизнь такая непростая штука. Часто приходится изворачиваться, чтобы получить желаемое. Врать не люблю, в основном я просто что-то умалчиваю. Когда врешь, нужно постоянно помнить кому соврал, о чем соврал... Я предпочитаю все же где-то быть обманутой ради своего же блага, чем знать всю правду-матку. Ну, например, располневшей после родов жене всегда приятнее услышать от мужа милую ложь типа "Ничего ты не толстая, а просто очень аппетитная!", чем "Срочно в спортзал и хватит есть!" А детей мы подсознательно учим не лгать, потому что это плохо для нас, в первую очередь, - мы же заботимся о ребенке и хотим все о нем знать. Может в этом дело?

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)