вторник, 30 августа 2011 г.

"Я не люблю такого балованного мальчика!" (с)

Идем всей семьей по Ботаническому саду. Видим сидят мама, папа и мальчик лет трех. Ребенок лезет к маме, чтобы поцеловать её. Мама отвечает:
- Я не люблю такого балованного мальчика! Не хочу, чтобы ты меня целовал... Я люблю послушного и хорошего, а такого как ты не люблю...
Мама произносит эти слова совершенно без эмоции. На лице папы ни один мускул даже не дрогнул. Ребенок же готов зарыдать.
Честно говоря, сердце просто сжалось, когда я это увидела и услышала. Вроде мама не особо юнная, наверное лет 35. На неопытность и молодость такое поведение не спишешь. Выглядит она более чем прилично, скорее всего с высшим образованием. И что? Ничего. Человек калечит своему ребенку психику легко, просто и невозмутимо. Догадывается ли она о последствиях такой "обычной" манипуляции: "Я тебя не люблю плохого"?
О том, что растит в ребенке чувство вины, заниженную самооценку, неврозы в конце-концов. Непонимание и нелюбовь, страх быть отвергнутым. Желание быть хорошим, соответствовать чьим-то нормам, чтобы любили. Одной этой фразой, мать перечеркивает возможность ребенку быть собой и расти в удовольствие...
Сколько уже твердят: не оценивайте детей, не называйте их плохими или хорошими. Оценивайте совершенные поступки: правильный/неправильный, хороший/плохой и т.д.
Но сам ребенок всегда хороший. Всегда. И это не обсуждается.
Он может делать, что-то  чего мы не хотим. Может желать то, чего не следует. Но он хороший. И любим мы его просто потому, что он есть. А не потому, что он слушается нас или нет. Это уже не любовь... тем более не материнская.
Своим непослушанием дети проверяют на прочность наши чувства к ним. И так они узнают, что любовь матери хрупка и ненадежна. Один неверный шаг в сторону и ты нелюбим, ты плохой...
Есть в мире люди, которым можно довериться? Есть ли люди, которые просто любят? Есть ли шанс, что совершив по глупости и неопытности ошибку, тебя продолжат любить?
Думаю, довольно много времени понадобится этому уже выросшему мальчику, чтобы научиться верить, доверять и любить...

9 комментариев:

  1. Да уж...прописная истина - о том что "плох" не ребенок, а его поступки, и критиковать нужно именно их, маме видать не известна. Я вот со своими родственниками, кто близко общается с моими детьми, давно уже провела разъяснительные беседы по этому поводу...правда время от времни все равно их корректирую. Свою маму, сестру и мужа вообще заставила прочесть книгу Гиппенрейтер...они так прониклись, что уже добровольно прочли ее же второй томик "Продолжаем общаться с ребенком. Так?". Просто многие не осознают какова разрушительная сила слова...особенно применительно к малышу. Жаль... Как говорят некоторые мои "умудренные" опытом знакомые: "Ну мы ж своих детей вырастили без ваших всяких там психологических заморочек и нечего!" А то что эти люди выросли с кучей комплексов и по сути некак не реализовали себя в жизни - так это, видать, сами же и виноваты!

    ОтветитьУдалить
  2. Ужас, хочется обнять этого мальчика и сказать, как сильно его любят просто так.
    Я тоже всей семье запретила говорить Дашке, что она плохая девочка, а то прямо проскакивало постоянно, особенно у моей бабушки. Я стараюсь говорить, если она делает что-то запрещенное, что мне не нравится то, что она сейчас делает или что мне не приятно ее поведение. "Ты у меня такая девочка послушная, добрая и замечтаельная. Я так тебя люблю! Давай вот так не будешь делать, а вот так будешь" и то боюсь, что она может меня не правильно понять. хотя я компенсирую ей поцелуями и обниманиями все наши нравоучительные разговоры ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Кать, это уже действительно прописная истина. Я даже категорически запретила говорить: "Плохо покушал". Не плохо, а мало, если уж на то пошло.

    "Ну мы ж своих детей вырастили без ваших всяких там психологических заморочек и нечего!" - на это всегда хочется сказать: "Вот именно - ничего!".
    Все это так грустно.

    Маш, я думаю все правильно нас поймут дети. Если что, попробуем объяснить по-другому. А с нашими бабушками вообще сложно. Моя как-то умудрилась сказать Костику в год и месяц в шутку: "Всё, я на тебя обиделась, не хочу с тобой разговаривать!"...
    Я там чуть не разрыдадась. Благо смогла с ней договориться, чтобы она ему такое больше не говорила.

    ОтветитьУдалить
  4. Ань, моя бабушка один раз заявила (не помню дословно. но суть такая): "Будешь так делать, я тебея любить не буду" Я даже дар речи потеряла. Ну вот как такое можно сказать ребенку 1,5 лет

    ОтветитьУдалить
  5. Анна, я включила этот пост в обзор в коллективном блоге "Друзья БабочкиЯночки"
    http://kpanuba.blogspot.com/2011/08/300811.html#comments

    ОтветитьУдалить
  6. Да, жалко мальчика. Но и маму жалку - она-то этого не понимает, а может и сама выросла на манер "плохо сделала, любить не буду". Славяне вообще - народ с кучей комплексов из детства. Будем помогать нашим детям расти другими! :)))

    ОтветитьУдалить
  7. Я тоже видела, как маленький мальчик бежал за мамой, разговаривающей по сотовому телефону и кричал: "Мамочка, давай пожелеемся!" А она даже на него внимания не обращала, шла дальше, малыш плакал и бежал за ней дальше с теми же словами.

    ОтветитьУдалить
  8. Очень тяжело себя перекроить. Очень тяжело. Если и тебя так воспитывали и кругом куча родственников, которых невозможно переубедить в вопросах воспитания.
    На днях в деревне. Из колодца воду достаю. Младший пытается заглянуть в колодец, показываю ему "внутрь" и говорю, что можно упасть - страшно, вода и темно. И тут бабки в три голоса:"Не лезь - там Баба-Яга тебя утащит в колодец". У ребёнка шок и большие глаза. ТО, что я им сказала писать не буду - долго обижались на меня...

    ОтветитьУдалить
  9. Да, Маша, именно это меня и пугает! Поэтому я стараюсь следить за тем, что говорят и очем разговаривают с моим ребенком...

    Анна, неожиданно и очень приятно. Спасибо :)

    Ляна, мне тоже жаль не только малыша, но и маму. Боюсь она так никогда и не поймет, что наделала...
    А мы словяне, да, такие: воспитание на чувстве вины и долга построено.

    jaroslavna, честно сказать, не хочется такое видеть. Просто не хочется.

    Минна, тяжело. На это требуется время. Много-много времени. Собственно я этим и занимаюсь - ломаю "жизненный сценарий", меняю свое поведение и отношение к жизни. Медленно, но верно меняя себя, меняю оккружение.
    А Вы правильно поступили и не важно, что старушки обижались. Нечего лезть куда не просят.

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)