воскресенье, 30 января 2011 г.

Навязанные фантазии, нереализованные мечты и предложенные сценарии.

"Дорогие родители!
Жасмин состояла в отношениях с бездомным оборванцем по имени Алладин. Белоснежка жила одна с семью мужчинами. Пинокио был лжец, а Робин Гуд - вор. Тарзан ходил без одежды. Незнакомец поцеловал спящую красавицу и она вышла за него замуж. Золушка нарушила указания и сбежала из дома, чтобы попасть на вечеринку. 

Это не наша вина, это то, как вы нас воспитали."
Перевел любимый муж отсюда.

Буквально, за день до этого слушала аудио-сказку "Золушка" и думала о том, чему она учит.
Быть тихой, доброй, терпеливой, скромной девушкой и ждать, что когда-нибудь кто-нибудь придет и всё за тебя сделает. Или можно "прочитать" так: будь сказочно красивой и принц тебя заметит. Все. Этого достаточно. Сразу вспоминается, как наш преподаватель по истории религий сказал однокурснице (очень красивой девочке), когда она не смогла назвать тему своего реферата: "Ну что ж? Религии в жизни не главное для девушки, главное - удачно выйти замуж!". Улыбнулся и поставил "три".
Но сейчас я хочу написать не об этом. О Золушке как-нибудь потом...

Сказки пишут взрослые. Это взрослые фантазии, а не детские. Вот детские фантазии:

Чем больше вникаю в детскую литературу, тем больше понимаю, что лучшие детские книжки, рассказы - это записанные родителями со слов своих детей. Остальное мы им навязываем. То, что нравится нам. Нам взрослым. А не нам детям.

Сейчас очень многим нравится "Алиса в стране чудес" Л. Керролла. Многим взрослым. Просто какой-то бум! Свою любовь к этому произведению мы навязываем своим детям.
А многим ли из вас в детстве нравилась эта книжка? Или мультик? На меня какой-то тихий ужас наводило и то и другое. Исключение составляет детский аудио-спектакль со стихами В.Высоцкого. Спектакль мне слушать нравилось - там были песенки. Собственно ради них и слушала.

Вот ещё одна книга, которая нравилась всем, у кого она была: "Географический атлас "Мир и человек".
Изображение позаимствовано здесь.
Это не фантазия - это настоящий и волшебный мир! Мир вокруг нас. Это действительно интересно детям. Дети удивляются тому и познают то, что есть на самом деле! Они не успевают разобраться в реальных чудесах, как мы отбрасываем их в "фантазии". Не в их реальные фантазии, а в наши нереализованные мечты...
А потом родители жалуются, что их дети не живут в реальном мире. Дети все в мультиках, сказках, играх компьютерных... Может быть мы сами их туда когда-то отправили? Может поэтому сейчас так много "геймеров" цель жизни у которых достичь 90го уровня? Мы не привлекаем их в настоящую жизнь, не "заманиваем" настоящим волшебством природы, техники, архитектуры, художественного искусства...
Возможно всё начинается со сказок (мультиков и т.д.), которые мы им читаем (показываем) и в которых всегда есть четкий сценарий действия?
Если оглянутся назад и вспомнить, что мы больше всего любили в детстве читать, слушать, смотреть и перенести это на настоящее время - может мы живем, как жили наши любимые герои?... Ждем принцев, принцесс и фей-крестных? Убегаем из дома из-за духа противоречия? Врем окружающим, чтобы жить как нам хочется и ничего не делать? Крадем и обманываем оправдываем свои поступки благими намерениями?...
Я чувствую "истина где-то рядом" (с)

3 комментария:

  1. неа, убегают в мир иллюзий не потому, что насмотрелись сказок, а потому что не хотят жить в той реальности, в которой они существуют (собственно и самоубийцы кончают жизнь не потому что не хотят жить вообще, а потому что не хотят жить ТАК как они живут).
    а реальность человека, или даже скорее способ восприятия реальности, формируется его характером, родителями и школой/социумом.

    впрочем, сказки могут научить как справляться с этой реальностью, как и книги вообще, но.. дело не в сказках, дело в людях.

    ПыСы, чета я даж не знаю, по-моему мои подарки окажутся уже не в тему.
    ПыПыСы, мне нравится Винни Пух :) Всю жизнь.
    Оу, факинг энималс.

    ОтветитьУдалить
  2. :) начну с конца - мне тоже нравится Винни Пух. Отличная сказка на мой взгляд.

    Судя по твоему комментарию, я ещё не научилась излагать свои мысли доступно... дааааа, у меня с этим были проблемы всегда :)

    Сказки, книжки, мультики - они разные. Вот например, тот же "Волшебник Изумрудного города". Да, это фантазийный мир, но проблемы с которыми герои там сталкиваются вполне можно перенести на реальный мир. Это хорошая сказка. А есть множество волшебных сказок таких, как "Золушка", "Спящая красавица" и т.д. которые не учат ничему полезному... они вводят в заблуждение. Меня в свое время ввели. Я была убеждена, что если ты добрая и честная, то этого достаточно, чтобы восторжествовала справеливость во всем мире.

    И таки да, дело не в сказках, а в людях которые выбирают эти сказки :)))

    ОтветитьУдалить
  3. Успокоила :)))

    Оох, ты на время посмотри? Или мне надо все-таки раньше ложиться спать :))))

    Ну, не знаю, меня они просто так в заблуждение не вводили, сказки и сказки :) Впрочем, позиция "надо быть трудолюбимой, скромной ничего не просящей и все тебе будет" у меня поддерживалась матерью, поэтому я вполне понимаю о чем ты.
    Мне кажется, что человек будет искать подтверждения или опровержения какого-нибудь постулата из сказки/книжки. С чем он встретится в его конкретной реальности, подтвердится (а вдруг кто-то бы и правда принца встретил?) или опровергнется эта идея, с тем он и будет жить.
    Все сказки проходят испытание реальностью. Нынешней :)

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)