пятница, 24 декабря 2010 г.

"После трех уже поздно" Масару Ибука. 2 часть


Из нашей книжки
2 часть. Влияние раннего опыта.
Эта глава начитается с тезиса Главное окружение, а не гены. Я с этим согласна наполовину. Нельзя так однозначно утверждать. Наследственность играет немаловажную роль в жизни ребенка. С самого рождения у нас есть задатки и предрасположенность к чему-то. Если эти задатки не развивать, то точно ничего не выйдет. В то же время если развивать какие-то способности к которым у ребенка нет задатков, то он разумеется этому научится, но никаких сверхъестественных результатов не будет. У меня даже есть наглядный пример: мама-художница научила рисовать свою дочку, хотя у девочки способностей к рисованию не было. Просто калякала, как и большинство детей. Теперь она не только умеет рисовать получше, чем те у кого эти способности были, но не развивались, у неё отлично развито чувство цвета и отличный вкус. А вот если бы ей передалось по наследству мамины способности, то при той стимуляции которая у неё была в детстве, она бы могла стать выдающимся художником. Вот так-то. Я считаю, что нужно наблюдать за детьми, развивать и "подпитывать" то, к чему они проявляют наибольший интерес.
2.Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым
И с этим я тоже согласна. Приведенный выше пример, как раз подтверждает это. Не нужно детям навязывать свои "способности".
3.Сегодня ребенок будет совершенно другим, чем вчера.
С этим тоже согласна, но пример приведенный в доказательства этой тезиса в книге, на мой взгляд нелеп: 

Американский психолог Макгроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она
научила их кататься на коньках, когда одному было 11, а другому - 22 месяца.
Результаты оказались явно различными: ребенок, которого научили раньше,
преуспел гораздо больше.

4."Ложка дегтя может испортить бочку меда" - это относится и к детям
Дааааааа... может. Но ребенок так быстро приспосабливается и стремится подражать ближайшему окружению, что до трех лет, как утверждает сам Масару Ибука, всё можно исправить подавая ребенку правильный пример. Всё-таки не зря мамам дают отпуск по уходуза ребенком до трех лет. Я считаю, что при возможности, нужно провести эти три года с ребенком самой.
5.Комната, лишенная стимуляторов, - вредна для малыша
Вообще, без комментариев. Просто согласна.
6.На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи
Даааа... поэтому мы почти все делаем вместе. Даже готовим.
7.Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый
Вообще дети думают и подразумевают под своими словами не то, что мы ожидаем. Поэтому стоит чаще уточнять у него, почему он так сказал, что имел ввиду. Случай из жизни: ко мне пришла подруга с дочкой 5 лет. Пили чай и ели пирог. Когда пирог отрезали, то подложка пирога пристала к тарелке и мама девочки стала соскребать её. Девочка сказала: "Мама, не надо так делать!" Мама, ответила, что там остался пирог и она его хочет съесть... всё бы хорошо, но я влезла и спросила:"А почему так не надо делать?" Ответ последовал незамедлительно:" Потому что это мне!" А что думали бы мы, взрослые, если бы я не уточнила причину протеста: какая воспитанная девочка, такая маленькая, а уже знает, что некрасиво соскребать с тарелки остатки еды. Вот так-то
8.Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека - рискованное дело.
Да. Тут никто спорить не станет.
9.Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.
 С примерами тут тоже странно, думаю погрешности перевода. Написано о том, что все детские воспоминания остаются в подсознании, но как влияют автор не говорит.
Масару Ибука пишет, что если мы и помним что-то из своего раннего детства, то скорее это воспоминания рассказанные нам нашими родителями. А я вот помню и брат мой кое-что помнит. И это такие воспоминания, которые не могли знать наши родители, поэтому что эти воспоминания носят больше эмоциональный окрас. Я помню, как впервые вымыла за собой чашку и как была горда собой! Помню, как переезжали из Риги в Адажи, как меня учили кататься на четырехколесном велосипеде, как просилась в детский сад, потому что там была красивая детская площадка ( причину, почему туда хотела я никому не говорила) и многое другое. А мне было, как раз три года и меньше. 
Да, и эти воспоминания имеют немаловажное значение в моей жизни. И ещё в подтверждение того, что мы мыслим больше образами и что, то что мы узнаем в детстве храниться в нашей памяти до сих пор, расскажу недавний случай. Читала сыну "Доктора Айболита. Там есть такие строчки: "И сейчас же к нему из-за елки выбегают мохнатые волки" и как только я это прочитала в моей памяти всплыла картинка из нашей книжки. Книжку до сих пор не могу вспомнить, а вот рисунок этот вспомнила.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Буду рада вашим комментариям :)