четверг, 23 декабря 2010 г.

"После трех уже поздно" Масару Ибука


Масару Ибука - основатель всемирно известной компании "Сони". В свое время он увлекся изучение раннего развития и написал несколько книг на эту тему, в том числе и "После трёх уже поздно".
Давайте попробуем устроить "разбор полетов". 
"После трех уже поздно" книга о раннем развитии. Сразу хочу сказать, если вы ищете конкретных рекомендаций и советов - то их там нет. Там скорее, общие рассуждения на тему... Прочитать стоит. Наводит на интересные мысли.

Книга состоит из 5ти частей. А каждая часть - из набора тезисов с коротеньким комментарием к каждому. Постараюсь в течении пяти дней рассказать про каждую часть. А то я "в двух словах" не справлюсь - эмоций через край.

1 часть. Потенциальные возможности ребенка.
В ней говорится о том, что ребенок может вообще всё! Только нужно во-время начать учить его "всему". А во-время - это порой до года. Например учить плавать, по мнению автора, лучше сразу. Кататься на коньках - можно ещё до того, как ребенок ходить научится. Вам будет проще. И было бы совершенно замечательно, если бы все дети научились играть на скрипке ещё до 3х лет.

Когда прочитала про скрипку, сразу вспомнила анекдот про еврейскую маму, которая приходит с 3х летним сыном к врачу и говорит: - Доктор, мне кажется с моим сыном, что-то не так. Ему уже три года, а он до сих пор не играет на скрипке. Раньше было смешно. Теперь нет.

Из этой главы я согласна с тем, что: 

  • окружение играет одну из важнейших ролей в воспитании 
  • в обучении детей нужен индивидуальный подход
  • алгебра легче арифметики
  • детям нравится классическая музыка
  • боязнь посторонних в 5-6 месяцев говорит о том, что ребенок уже запоминает лица
  • ребенка до года можно обучить плаванью
  • до трех лет обучить игре на скрипке и иностранному языку
  • научить читать
  • объем памяти  ребенка просто огромен
  • можно развить слух, у детей с нарушениями слуха

Да можно всё что угодно! А нужно?

Лично я задаюсь вопросом, на сколько мне необходимо сейчас обучить своего сына плаванью? Сейчас, пока ему нет года.
Наша книжка
Когда новорожденных учат плавать и нырять, кто-нибудь задумывается о том, что этот малыш испытывает? Я прочитала массу историй об обучении плаванью новорожденных в 1-2 месяца. Многие дети в этих историях не задерживали дыхания во время ныряния, как должны были со слов специалистов! Хотя и жажда жизни у новорожденного очень велика, но не у всех срабатывает инстинкт самосохранения. В большинстве случаев, когда малыша учат нырять - он стремится сохранить свою жизнь! Вообще, для него это стрессовая ситуация. Можно сказать - его топят! Вот он и поплыл... жить-то хочется. 
Дети в неблагополучных семьях очень часто бывают более здоровыми и выносливыми именно из-за того, что они постоянно стремятся выжить в тяжелых условиях, которых нет у детей из благополучных семей.
Слушать классическую музыку ребенку даю, но не стремлюсь учить его музыке в обязательном порядке до 3х лет. Захочет - сам изъявит желание, когда сможет.
Читать учить точно не буду до 6 лет. Потому что только к 6 годам полностью формируется глаз и мышцы глаза. Я пока не встретила никого, кто научился читать в 3-4 года и имел при этом хорошее зрение. Я посадила себе зрение активным рисование лежа на полу. При этом мой нос был в сантиметрах 10 от листа. Голова опущена. При этом оказывается сильнейшее давление на глазное яблоко и т.к. мышцы ещё не окрепли - оно деформируется. Это нам в пед. колледже на детской психофизиологии рассказывали. Запомнила на всю жизнь.
Очень возмутил тезис про психологов, которые говорят "оставить в покое" детей. И что эти "писихологи" предлагают ничего не запрещать до школы. Не правда - психологи такого не говорят и не советуют, во всяком случае сейчас. Разрешать всё - нельзя, но и прятать "запретные" предметы не надо. Я например "запретную коробочку" забираю у сына со словами: "Костя, это коробочка грязная. Не нужно её брать в рот". И если он огорчается, я её не возвращаю, а даю что-нибудь взамен. О том, что существуют запреты и ограничения, ребенок должен узнать ещё до года. Иначе: "Привет, манипуляторы!" Т.ч. Масару Ибука наговаривает на психологов. Да-да-да! Это я вам сама, как психолог, говорю. Мы против вседозволенности!
Взрослые понятия "трудно" и "легко" не годятся для детей. - да, это так. И я знаю множество примеров и подтверждении этому. Для ребенка существуют скорее такие понятия как "интересно" и " не интересно" и вот в зависимости от этого ему "легко" или "трудно" соответственно. 

Моему брату было интересно разбирать и собирать всё начиная от игрушек заканчивая бытовой техникой - и у него всё получалось. Мне было не интересно. Максимум, что я могла - это разобрать. Зато для меня не составляло труда за пару минут воспроизвести по памяти любой рисунок с максимальной точностью. То, что я рисовала в три года не каждый в 20 лет может нарисовать. А мне было легко... нам были в удовольствие наши занятия и они были легкими. 

Не стоит решать за ребенка: "Это сложно, не будем в это играть".

В общем, повторюсь, я согласна - способности человека безграничны! Мозг ребенка, действительно, до трех лет наиболее активно впитывает информацию. Но в том, что дети после трех с большими трудностями осваивают некоторые "предметы" дело, мне кажется, не в возрасте. Дело в том, что к трем годам, мы взрослые, навязываем своим детям стереотипы: это так, а это так, это возможно, а это нет. Поэтому после трех лет и начинают возникать трудности т.к. детям уже созданы искусственно ограничения.

2 комментария:

  1. Сильвию нарисуй! Не отрывая карандаша от бумаги. Высший пилотаж!

    ОтветитьУдалить
  2. :) ну тут этого не продемонстрировать

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)