вторник, 6 сентября 2011 г.

Мал и стар.

Дедушка Антон. 1961 г. Карандаш.
Первые дни сентября мы провели в гостях у родственников мужа. Если быть точнее, то мы поехали навестить его дедушку.
Дедушка живет в доме своего сына. У сына есть сын, у него, в свою очередь, есть мама, а у мамы есть папа и мама и все они живут вместе.
Это чудесная семья за три дня дала мне много "пищи" для ума. И даже не знаю с чего начать...
С того, как четыре взрослых могут испортить жизнь единственному ребенку или с того, что испортив жизнь ему они портят её себе?
Начну со второго.
Представьте картину: за обеденным столом собралась вся семья.
Среди них самый старый дедушка Петя. Дедушка пытается угостить нас вареньем. Принес его в стаканчике замусоленном и ставит на стол. Внук 8 лет говорит:
- Убери свое варенье, его никто есть не будет. Оно беееее...
Бабушка смеется. Все улыбаются. Дедушка возражает, мол ты не будешь, другие будут. Мальчик отвечает:
- Замолчи, никому не интересно что ты говоришь. Слышишь, замолчи!
Никто не обращает внимания, я не выдержала:
- Нельзя так говорить и решать за всех. Мне интересно, что говорит дедушка.
Бабушка тут же подсуетилась и поддержала меня...

Наблюдая за отношениями в этой семье, не трудно было понять, что с дедушкой никто не общается. А если и общаются, то грубо. Внук продемонстрировал общее отношение семьи к деду. Если взрослые понимали, что при нас не стоит так с ним обращаться, то ребенок ещё не освоил навык лицемерия.
И грустно до боли. Больно и обидно оттого, что мальчик сам по себе хороший, ласковый, добрый, не вредный. Просто голодный до внимания взрослых. Не того внимания: "Ты всё съел? Ты руки помыл? Уроки сделал?"... А просто голод по банальному общению. Разговоров ни о чем, игр...
Он живет в семье где родители заняты заработком денег. Где не ценится человек, как личность, а только как тот кто приносит какую-то пользу.
Дедушка, уже не может делать что-либо полезное. Он никому не интересен. Люди ждут его смерти. Да, это звучит страшно. Но они не особо этого и скрывают. Для них он своего рода обуза. Ребенок это видит и относится к нему так же.
Больше всего меня поражает факт того, что бабушка, которая лет на 20 моложе свекра своей дочери, не понимает, что внук в скором времени будет относится к ней так же, как и она к его деду. С брезгливостью и неприязнью. Её фраза: "А что ему надо? Живи в своё удовольствие. Один, никто тебя не трогает..." говорит о многом.
Никто не трогает и никто с тобой не говорит даже. Только внук иногда заходит, когда ему становится невыносимо скучно.

Люди живут и не понимают, что творят. Дети впитывают в себя, как губка всё что видят. А потом выдают с максимальной точностью. Первой своё отношение к деду на себе почувствует именно бабушка... Осталось не так долго.
И я понимаю, что если я хочу, чтобы мой ребенок в старости не бросил меня, не грубил, не избегал, помогал чем мог, мне нужно трудиться над этим уже сейчас.
Помогать нашим бабушкам, заботиться о них, помнить, разговаривать с ними... уже сейчас. Кто не успел, тот опоздал. Если мой ребенок будет относиться ко мне так, как я к своей маме - меня устроит, но всё равно хочется большего. Значит есть над чем потрудиться.

Очень печально осознавать, что люди эти не поймут, почему к ним так отнеслись их дети. Они будут думать:"Ведь мы же сутками работали, ради того, чтобы у него все было, а он..." А он тоже занят своими делами и ему совсем не до вас. А что вам ещё надо? Живете себе, никто вас не трогает...

6 комментариев:

  1. Ох уж мне это "Да я ради вас вкалывала день и ночь, а вы! НЕБЛАГОДАРНЫЕ!!!" И знаю кучу таких семей, где ждут когда окочурится старшее поколение, чтобы занять его комнату или квартиру... И это считается НОРМОЙ! У меня рано не стало дедушек и бабушек, я их почти не помню, что уже говорить о перенятом опыте и разговорах о жизни. Очень завидую своим детям - они богатые, у них столько любящих их бабушек и дедушек. Учу своих сыновей уважению и заботе о близких, никогда не культивирую в них жажду наследства и пренебрежения к старым людям, а у нас тут вижу это на каждом шагу, страшно...

    ОтветитьУдалить
  2. Только вчера обсуждали в обеденный перерыв эту тему. Что бы тебя внуки любили и что бы нужны были им, надо чтобы наши отношения с родителями были примером для наших детей и внуков. Если мы плохо отзываемся при детях о родителях, маленькие как губка впитывают это, делают свои выводы и подрастая ведут себя как этот мальчик. Грустно! Пойду позвоню маме). И сделаю это что бы дочка слышала...

    ОтветитьУдалить
  3. Как мне жалко дедушку... Мне всегда жалко пожилых людей. Жалко свою бабушку, жалко, что она у меня одна осталась, а я далеко. Нас мама тоже всегда учила уважать старость. Поэтому я уважаю и стараюсь забоиться о своей бабушке, какие бы у нас не были порой проблемы в общении. Все время думаю, ну сколько им осталось (дай Бог, чтобы как можно дольше), чего с ними счеты сводить, предъявлять обиды и не обращать на них внимания. Когда они уходят, приходит осознание, сколько ты всего не додал. А попросить прощения не у кого уже, и уже ничего не исправить. Страшно это...

    ОтветитьУдалить
  4. Аня, спасибо за статью. Как это не сложно признавать, я иногда обращаюсь со своей бабушкой не так, как хотелось бы. Иногда она просто изматывает меня своей серезмерной опекой и желанием помочь. которое превращается в "хотели, как лучше..." А вот прочитала теюя и мне стало стыдно. Я ее безумно люблю, хочу чтобы она жила, как можно дольше, Даша в ней души не чает, но иногда я срываюсь на нее, прошу потом прощения, но срываюсь... все пошла звонить ей. а то мы разговаривали только вчера, а сегодня еще нет. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Чудовищная история. Слава Богу, в моем окружение ничего подобного я не встречала.

    ОтветитьУдалить
  6. Галя, это так здорово, что у вас в этом отношении всё замечательно! Мальчишкам действительно очень повезло! :)

    Горошина, моя мама подает мне отличный пример. Спасибо ей за это. На самом деле, я понимаю, что мне ещё не хватает терпимости по отношению к людям. В особенности к родным...

    Ксюш, мне тоже очень жаль его. Надо сказать, он не обращает внимания на такие высказывания внука. Видимо списывает на то, что тот ребенок. Но человеческого общения ему явно не хватает.

    Маш, знаешь, мне тоже тяжело призноваться, но с моей бабушкой у меня довольно сложные отношения. Я тоже её очень люблю, но разговаривать с ней трудно. А молча слушать я ещё не научилась... Надо исправляться.

    Бабуся Ягуся, за Вас можно только порадоваться. Вам действительно повезло. И не встречайте ничего подобного :)

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)