среда, 10 ноября 2010 г.

Жизненные сценарии. Установки сказочные и реальные...

Обсуждая детскую литературу и то, чтобы я стала читать ребенку, а что не стала, вспомнила о Эрике Берне.
Большинство знает его по книгам "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди". Их я не читала, но прочитаю обязательно.
Читала же "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвещенных" и "За пределами игр и сценариев". Дело было несколько лет назад т.ч. все немного подзабылось. Большее впечатление на меня произвела вторая книга. Она о том, как мы "пишем" себе жизненные сценарии. А пишем с раннего возраста. С помощью взрослых, которые нас окружают. В том числе и с помощью сказок, книжек, мультфильмов, которые нам рассказывают, читают и показывают.

"Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему приемлемый способ структурировать свое время (т.е. приемлемый для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично на своих ошибках. Человек едва ли станет хорошим пилотом, если разобьет несколько аэропланов, предполагая, что выучится на своих ошибках. Хирургу, например, нужен наставник, а не возможность удалять аппендиксы один за другим, пока наконец не выяснится, что он делал все неправильно. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если они Неудачники, то передают свою программу неудачников. Если же они Победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен Родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет."

Какие установки давали нам? Какие установки мы даем своим детям? В большинстве случаев, мы незадумываясь, повторяем установки данные нашими родителями. Не для кого новостью не будет "Как Вы лодку назовете, так она и поплывет" (с). Я не про имя ребенка, а про то, как лаского и нелаского его называем дома. Действительно, как часто спрашиваем негодуя свое чадо: "Ты у меня совсем дурачек?"

Лично знаю девушку, которую мама в детстве называла "пенёчком". Эту маму жутко умиляла такая игра:
- У курочки кто?
-Цыпленок!
-У лошадки кто?
-Жеребенок!
-У хрюшки кто?
-Поросёнок!
-У меня кто?
-Пенечек!
Про девушку ничего плохого сказать не хочу... Но с самооценкой у неё до сих пор явные проблемы.

"У тебя что рот дырявый?" "Сколько можно падать?" - конкретно эти фразы я слышала часто, до сих пор могу растянуться на ровной поверхности и роняю пищу из тарелки. Хотя может и не из-за этого :),
В то же время мне лет с пять говорили:"Береги себя - ты же будущая мама!" И я всегда знала, что буду мамой, хотела семью и детей. Возможно поэтому не пила и никогда не пробовала курить... Может быть, может быть именно из-за этой установки...

"Нормально. Но можно и лучше" "А почему у Лены пять, а у тебя четыре? Ты что хуже Лены?" - кроме нелюбви к Лене, возможно, у ребенка ещё и пропадет желание вообще учить этот предмет...

Когда говоришь, какой-нибудь маме:"Нужно хвалить детей" Они округлив глаза вопрошают:"А за что?" А за всё. За то, что посуду помыл, сначала по просьбе, потом по своей инициативе. За то что получил четверку по математике, хотя обычно тройки... Просто вечером обнять и сказать:"Ты для меня самая замечательная!" Просто так...

У замечательных хороших молодцов по жизни все замечательно и хорошо. Рано или поздно всё задуманное у таких детей получается. Это так! На самом деле так! Так же и со взрослыми! Проверенно лично! Мы сами хотим быть хорошими, когда нам говорят, что мы молодцы! Я вот хочу быть ещё лучше для своего мужа и сына, хотя я для них и сейчас замечательная....

Не, конечно, есть дети которые добиваются во взрослой жизни очень многого, не смотря на то что в детстве были "балдой" и "ты что? совсем дурак"... Но на сколько они счастливы при этом? На сколько умиротворенны эмоционально? Это очередной вопрос... Пока я не знаю ответа

Возвращаясь к литературе и сценариям:

"Первая и самая архаичная версия сценария — это первичный «протокол», который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов, только потому, что они намного выше и крупнее его.
С годами малыш становится старше и мудрее. Он как бы перемещается в более романтический мир. Он делает из своего сценария первый палимпсест* или дорабатывает его, приводя в соответствие с новыми представлениями о мире. [* Палимпсест — (греческое) рукопись на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста.] В нормальных условиях ребенку помогают в этом волшебные сказки и истории о животных, которые сначала читает ему мать, а потом он читает их сам в часы досуга, когда можно отпустить на волю воображение. В сказках есть своя магия, хотя и не столь потрясающая. Они дают ребенку целый ряд новых действующих лиц, исполняющих роли в его фантазиях. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет."

Есть такие вещи, которые я бы не стала читать ребенку до определенного возраста, просто для того, чтобы не давать почву для "игр" на подобные темы. .

Опять-таки игры девочек в 9-10 лет в жертву и насильника, мне кажутся не нормальными... У меня была такая подружка в детстве, которая с радостью в такое играла. Меня это пугала уже тогда. Откуда это??? Что с ней сейчас, как сложилась её жизнь? Проблемы в отношениях с противоположным полом. Бооооооооольшие проблемы.

Она же играла в психбольницу. Без комментарив.

Сегодня я читаю и анализирую детские произведения. Народного производства и авторского. Сегодня я хочу отобрать, то что буду читать позже своим детям. Чтобы у них фоормировались более-менее здоровые представления о жизни. Чтобы их сценарии были позитивными!

Про всякую ненужную фигню они прочитают сами, но гораздо позже...

З.Ы. Цитаты взяла тут: http://www.aquarun.ru/psih/probl/probl13.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Буду рада вашим комментариям :)