среда, 10 ноября 2010 г.

Албанские народные сказки. Про человеков.

Прошло всего несколько дней, как я стала активно читать сказки, а уже в разговоре привожу их в пример. Хотя и прочла немного.
Вчера вечером разговаривали с Сережей о том, на сколько важно, чтобы человек был настроен на успех и я радостно: "Да, вот как в албанской сказке про трех братьев и старого мудреца!" Кстати, из сказок про людей она мне больше всего понравилась. Отец перед смертью завещал сыновьям съехать из дома на болоте (т.к. из-за этого самого болота у них все ненастья) и построить дом у горы. Отец умер и сыновья по-очереди пошли к мудрецу за советом, исполнять ли обещание данное отцу. Старшие браться спросили плохо ли они поступят и мудрец подтвердил, что плохо. А младший спросил: "Хорошо ли?" И мудрец сказал:"Очень хорошо!" Братья решили, что мудрец посмеялся над ними и пошли к нему все вместе:
"— Я и не думал смеяться,— ответил старец.— Вы спросили меня: "Плохо ли будет, если мы по строим дом на склоне горы?" А младший брат сказал так: "Хорошо ведь будет, если мы построим себе дом на склоне горы". И я ему ответил: "Очень хорошо будет!" Я ответил ему так потому, что он начал с хорошего, а вы с плохого. А разве может работа спориться, если начать ее со страхом, думая о плохом? О хорошем надо думать! — прибавил старик.
Поблагодарили его братья и пошли все вместе строить дом."

Хорошей сказкой для ленивых малышей будет "Кто работает, тот и ест". В семье была традиция перед едой рассказывать, кто что сделал по хозяйству за день. Еду делили пропорционально сделаному. Один из братьев женился на доброй и красивой девушке, но ленивой. Она несколько деней оставалась без еды, а потом стала трудиться, как и все в доме. По-моему очень поучительно.

"Как сын пощадил отца" про заботу о родителях. Относится к ним нужно так, как желаем чтобы к нам относились наши дети... ( кажется правильно написала, фух! )
В одном городе был обычай топить стариков. Вот настал черед одного старца. Отвел его сын на обыв, а отец попросил, чтобы с другого места его столкнули, потому что когда-то с этого же места он столкнул своего отца...
"Услышав эти слова, юноша задумался и сказал себе:
- Мой отец тоже утопил своего отца, да ещё на этом же самом месте. Стало быть, когда я состарюсь, мой сын тоже здесь утопит меня?
И он пощадил отца, отвёл обратно домой и стал кормить и заботиться о нём до самой смерти. Об этом случае вскоре узнал весь город, и его жители перестали топить своих стариков."

Из понравивщихся - это всё. Остальные мне показались странными из серии "Жил-был Петя, ковырял в носу, а потом перестал" или "Жил-был Петя, ковырял в носу. Его стукнули и он перестал"

За исключением двух "Розафа" и "Клятва Костандина".

Сказка "Розафа" вообще поражает воображение. Строили три брата крепость, но каждую ночь стены обваливались. Проходил мимо старик и сказал:"Если хотите, чтобы крепость стояла, дайте клятву друг другу: ничего не рассказывать жёнам, не обсуждать с ними дома то, что я вам скажу. Ту молодку, которая придёт к вам завтра и принесёт обед, возьмите и замуруйте заживо в стену крепости. И тогда вы увидите, что стена встанет как надо и будет стоять вечно". Двое старших предупредили любимых, а младший честный малый, не стал. Его жену и замуровали. Наполовину, так как она попросила:"огда будете замуровывать меня в стену, правый глаз, правую руку, правую ступню и правую грудь оставьте не замурованными. У меня есть маленький сын. Когда он начнёт плакать, я увижу это одним глазом, одной рукой его приласкаю, одной ступнёй покачаю люльку, к одной груди приложу его. Моя грудь освободится от молока, крепость будет крепко стоять, мой сын станет храбрым, будет королём и будет править" С тех пор стены крепости во мхе и мокрые. А сын её прославился. Как-то меня это всё не вдохновляет, даже слава сына... Так и представляю, как читаю сыну сказку а он: "Мама, а что стало с тетей? А ей кушать давали когда она в стенке была?" Бррррр-ррр-р

Не менее жуткой показалась "Клятва Костандина". Там о том, как младший из 12 братьев убедил отдать младшую сестру замуж за человека из другого  города, пообещав, что если маме не с кем будет порадоваться или попечалится, то он её привезет. И вот всех 12 братьев поубивали на войне. Мать скорбит на могилах... И у надгробия младшего причитает:
"- Костандин, сын мой, как же твоя клятва, что привезёшь мне Дорунтину, сестру твою? Клятва твоя умерла вместе с тобою и сейчас гниёт в тёмной могиле!"
Так он ночью встал из могилы и съездил за сестрой. Привез к матери, и они вместе порыдали...
Без комментарив.

Впечатление от остальных я описала выше... Предпочитаю сказки про зверюшек.

З.Ы. Сказки тут: http://fairy-tales.su/narodnye/albanskie-skazki/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Буду рада вашим комментариям :)