пятница, 12 ноября 2010 г.

О детской жестокости и смерти.

Откуда берется детская жестокость? Вот читаю я сказки, читаю... в народных сказках очень много жестокости и убийства. И рассказывают об этом там, как о чем-то, что в порядке вещей. Это говорит лишь о том, что в мире изменились только декорации, костюмы, слова, а сценарий всё тот же...
Лет в 13 я дома нашла книжку, которая называлась "Детские игры". Достаточно взглянуть на обложку, чтобы понять, что там и в помине нет описания детских игр. Это был сборник рассказов о детской жестокости. Я выбрала один из самых коротких, чтобы понять стоит ли вообще читать эту книжку. Рассказ назывался "Мамочка умерла". Красноречивое название не правда ли?
Если коротко: мама мыла окно на кухне и упала с крышки стиральной машинки на которую упиралась. Ударилась виском об угол плиты и моментально умерла. Там на кухне, её и нашел шестилетний сын, который пришел то ли попить воды, то ли ещё зачем-то. Одна из мыслей, которая его посетила при виде мамы распластавшейся на полу была "А может, мамочка просто "умерла"? — пришло на память услышанное где-то слово." Но ребенок тут же отбрасывает эту мысль решая, что мама просто как-то по новому решила с ним поиграть... Какие эксперименты он проводит с телом матери описывать не хочу. Скажу только, что меня тринадцатилетнюю и меня сегодняшнюю до сих пор эти процедуры поражают и бросают в холодный пот. После всех опытов, ребенок приходит к умозаключению, что всё-таки "мамочка умерла". Этими словами  с улыбкой он и встречает отца на пороге.
Помню, мне было семь лет и умер мой дедушка. Когда мне об этом сообщили я тоже улыбнулась. Не знаю почему. Защитная реакция? На похоронах я плакала, но только на похоронах. Все плакали и я тоже. Точно могу сказать, что мне в том возрасте не пришло бы в голову тыкать в мертвого человека иголками, поджигать волосы и тому подобное, но я не смотря ни на что, до конца не осознавала, что такое смерть. До смерти дедушки у меня умерло пару хомячков. Мы их хоронили. Мне было их жалко. Не помню плакала ли я... Но смерть хомячков для меня было чем-то вроде "игрушка сломалась, купим новую". В глубине души, я надеялась, что это ошибка и они вернутся. И даже заглядывала в клетку...
Сейчас, разумеется, так не думаю. Но мне интересно три вопроса: откуда эта детская жестокость? как объяснить ребенку, что такое смерть? и нужно ли объяснять?
Возможно, жестокость от незнания. Возможно, она приходит всё из тех же сказок, мультиков, а к кому-то даже из реально жизни.
Смерть - это когда человек улетает на небо? А животные? А если он на небе он теперь за мной следит? Я так думала про дедушку, что он за мной следит теперь... долго так думала. Было страшно. Потом прошло. Или смерть - это, когда человека больше нет нигде? Ни дома, ни на улице, ни в другой стране, нигде!!!! И для его родных это большое горе. А для него самого это горе?
Нужно ли об этом рассказывать ребенку и объяснять, когда он сталкивается со смертью только в сказках? Или только когда он столкнется с ней в жизни?
Для себя я ещё не решила этих вопросов. Пока думаю... Хочется, чтобы мой ребенок понимал, что происходит вокруг, но не был жестоким и в то же время, не принимал слишком близко к сердцу... Когда придумаю, как это сделать, напишу.

З.Ы. Рассказ, если кому-то интересно можно прочитать тут: "Детские игры"

2 комментария:

  1. Анна, замечательный пост! Вы очень интересно рассуждаете, с разных сторон. Мне кажется, что разговаривать с ребенком о смерти всё-таки нужно, хотя со мной, например, не разговаривали, но мне в этом плане, если можно так сказать, повезло - впервые столкнулась с потерей близкого человека-бабушки уже в сознательном возрасте. Опять-таки это в моем случае, обычно же смерть, как известно, возраста не учитывает, а потому, думаю, что лучше всё-таки момент этот предвосхитить. И я ни сколько не сомневаюсь, что своему ребенку уж вы-то точно сможете разъяснить всё тактично, аккуратно и мудро.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Мария :)
    Я тоже думаю, что нужно говорить с ребенком обо всем. Суметь бы правильно не только слова, но и момент подобрать для каждого такого разговора.
    Т.ч. буду стараться :)

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)